Рынок недвижимости социальной сферы в девяностые

Значительная часть недвижимости, относящейся к социальной сфере, находится в собственности государства и не фигурирует на рынке. Типичные примеры такой недвижимости — здания и сооружения государственных организаций, занимающихся социальным обслуживанием населения бесплатно или на дотациях из бюджета (школы, детские дома и дома престарелых, больницы, вузы, театры и т.п.). Такое положение сохранится и в обозримой перспективе.

К этому сектору примыкают объекты аналогичного назначения (например, детские сады или дома отдыха), которые находились на балансе приватизированных предприятий. В настоящее время такие объекты частично приватизированы ими, а частично остались в государственной собственности. Действовавший порядок приватизации предусматривал необходимость передачи подобных объектов, находящихся вне основной территории предприятий, на баланс местных органов власти. Однако фактически часть из них перешла в частную собственность. С одной стороны, местным властям не очень понятны источники пополнения бюджета за счет этих объектов и нет желания тратить бюджетные средства на их содержание. С другой стороны, старые собственники (предприятия) не расстаются с иллюзиями затаиться, переждать и оставить у себя эти «лакомые кусочки» недвижимости.

В перспективе такие объекты, как гостиницы, санатории и дома отдыха, медсанчасти и т.п., могут перейти в частную собственность и стать основой прибыльного бизнеса. В 1996-98 гг. этот процесс стал заметным на практике. На базе старых зданий медицинского, спортивного или оздоровительного назначения появились новые платные медицинские и физкультурно-оздоровительные центры. Часть санаториев, пансионатов и домов отдыха сумели приспособиться к новым рыночным условиям и превратились в прибыльные предприятия.

С другой стороны, потенциально возможно использование подобных объектов и в Других целях. Сейчас такие объекты (например, бывшие детские сады в Москве) уже начинают выставляться на продажу. Но при этом возникают сложные проблемы с подтверждением законности их приватизации, особенно с получением официальных разрешений на их перепрофилирование и использование, например, под банк. Получение такого разрешения переводит подобное здание в сектор административных и производственных зданий. Затяжка с законодательным решением возникающих здесь вопросов приводила к медленному формированию рынка подобных зданий. В этих условиях даже профессиональные посредники часто были не в состоянии обеспечить надежность сделок в этом секторе рынка. Серьезные улучшения в этом направлении видимо следует ожидать уже после 2000 года.

Отдельным быстро развивающимся сектором рынка нежилых помещений является купля-продажа гаражей для личных автомобилей. За годы реформ количество легковых автомобилей (в основном личных) увеличилось в Москве в несколько раз. Это породило большие проблемы, как с организацией транспорта, так и острую нехватку гаражей. Временным выходом стало массовое использование легких и недорогих гаражей типа «ракушек». Однако они занимают слишком много дорогой столичной земли. Поэтому в Москве запущена программа строительства многоэтажных гаражей, реализуемая за счет внебюджетных инвестиций.

В 1996-97 гг. гаражи — самый ликвидный товар на строительном рынке Москвы. В России и в Москве идет автомобильный бум. Высокий спрос на гаражи прогнозируется, по меньшей мере, до 2002-2004 гг. Для реализации массового строительства гаражей потребуется гаражная ипотека, аналогичная жилищной. К середине 1997 г. уровень цен на машино-место в многоэтажных гаражах составлял от 4 до 30 тыс.