Новое и старое Канаванио
Возможно, что самое «литературное» место в Нижнем Новгороде – пересечение улиц Алеши Пешкова и Даля — в обозримом будущем получит вторую жизнь, а вместе с ним и все Старое Канавино. Один из самых масштабных проектов реконструкции исторической территории разработало МП «НижегородгражданНИИпроект». Реализация потребует больших инвесций и сегодня сложно делать прогнозы, однако заманчиво представить неприглядную ныне территорию обновлений.
Дом старого Канавина ещё хранит своё очарование
Старое Канавино — название микрорайона в составе Канавинского района Нижнего Новгорода, расположенного между Московским вокзалом и Окой. На этой территории существовало одно из старейших поселений, бывшее в 20-х годах XX века самостоятельным городом, а позднее вошедшее в состав Нижнего Новгорода.
Канавинский район в целом имеет статус одного из самых мощных промышленных районов нашего города. В общей сложности на его территории находятся более 200 предприятий, из них около 30 крупных. При этом именно здесь исторически располагалась Нижегородская ярмарка. В этом объединении промышленности, торговли, предпринимательства, а также крупнейших транспортных узлов и заключается специфика места — его экономическое и культурно-историческое значение.
Исторический момент
В Нижнем Новгороде сохранилось не так много территорий с застройкой XIX века. Отношение к ним трепетное, сложное и противоречивое. Мы следим за восстановлением объектов культурного наследия и одновременно наблюдаем происходящую на наших глазах катастрофическую утрату ярких архитектурных образцов. Сегодня много говорится о том, что уходит уникальная среда, атмосфера старого города. Каждая очередная потеря того или иного объекта, недопустимое перестраивание, некорректная реконструкция говорит о провинциальности нашего мышления в самом негативном значении этого слова. В этом отношении пристального внимания уже давно требуют Ильинская, Большая Печерская улицы и, конечно, Канавино, словно застывшее в своем развитии десятилетия назад. Положительный опыт реконструкции исторических территорий город уже имеет. Это, безусловно, реанимация Рождественской, в результате которого эта улица стала отдельным туристическим местом притяжения, а также полюбилась многим горожанам, целыми семьями проводящим здесь выходные во время прохождения всевозможных фестивалей и праздников под открытым небом. Проект планировки территории в границах улиц Июльских дней, площади Революции, Совнаркомовской, Бетанкура, рек Оки и Волги в Канавинском районе Нижнего Новгорода был подготовлен МП «НижегородгражданНИИпроект» в текущем году.
Сердце старого Канавина по проекту должно стать музеем
Он уже прошел все стадии рассмотрения и находится на утверждении у губернатора региона. При этом проект планировки данной территории был выполнен этим предприятием еще в 2006 году. В 2010 году московскими специалистами разрабатывался проект планировки центральной части Нижнего Новгорода, и в основных положениях были использованы наработки 2006 года. С учетом произошедших за это время изменений потребовалось сделать новую редакцию, и «НижегородгражданНИИпрект» в течение двух лет занимался этой работой.
«Город большой, и есть территории, которые требуют внимания с точки зрения сохранения исторического наследия. В этом отношении нельзя отдать приоритет какой-то из них. Они все одинаково важны, — говорит главный архитектор МП «НижегородгражданНИИпроект» Юрий Карцев.— Памятники архитектуры XIX века уходят в историю вместе с памятниками XX века. В прошлом столетии у нас были замечательные примеры городской среды и отдельных зданий. Прежде всего я говорю о зданиях 50-х годов прошлого века в стиле классицизма. Это была достойная архитектура, украшавшая город, но сегодня, когда производится их ремонт, вся мелкая пластика утрачивается. И мы выделили такую нуждающуюся в сохранении территорию застройки 1950-х, примыкающую к Старому Канавину, за улицей Советской». Подобные территории представляют особую ценность, если они связаны с жизнью и деятельностью выдающихся людей города и в целом сохраняют среду городской жизни прошлых лет. Что касается Старого Канавина, то там нет выдающихся памятников архитектуры, являющихся гордостью города в художественном плане, но это историческая среда, и в этом ее ценность. Это сохранившаяся до наших дней атмосфера, которая окружала людей более 100 лет назад. Именно такие места вызывают интерес у туристов, именно туда стремятся архитекторы, например, Санкт-Петербурга и Москвы. Зарубежные примеры обыгрывания исторической среды показывают, что это можно сделать достойно и привлекательно. Проведение благоустройства, восстановление булыжной мостовой, характерных светильников 100-летней давности, обновление фасадов исторических зданий, а зачастую и постройка новых, стилизованных под общий контекст с привлечением именитых архитекторов, которые смогут грамотно и корректно воссоздать адекватную архитектуру, — это масштабные, затратные, но реальные проекты, которые позволяют сделать заброшенные территории туристическими центрами, экономически очень активно развивающимися.
На контрасте
«Старое Канавино имеет большой потенциал. Там можно сделать привлекательную, очень интересную архитектурную среду, которая будет достойно представлять наш город. Конечно, нахождение рядом центров притяжения — железнодорожного вокзала, торговых центров — накладывает свой отпечаток. Здесь все должно быть максимально динамичным, современным. То решение, которое мы предлагаем, планируется реализовать в глубине застройки. Для транзитных пассажиров или приезжих историческая часть будет как бы спрятана, изолирована, но в то же время находится совсем рядом», — подчеркивает Юрий Николаевич.
Сердце Старого Канавина по проекту должно стать музейным кварталом
При этом часть зданий, представляющих наибольшую историческую ценность, будет сохранена и приведена в порядок. То, что необходимо будет сносить, предлагается заменять новыми зданиями, возводимыми в габаритах и стилистике застройки XIX. В проектном решении остаются объекты культурного наследия — их три, а также наиболее крепкие, в основном кирпичные, здания.
Поскольку Старое Канавино на сегодняшний день является практически нежилым, то и проект реконструкции не предполагает там жилых домов. Здания будут заняты офисами, всевозможными магазинчиками, кафе, а также музеями, посвященными, например, детству Алеши Пешкова, а также революционному движению начала XX века.
Особенность застройки в границах улиц Вокзальной, Канавинской, Приокской и Коммунистической — закрытые внутриквартальные территории. Проект предполагает их благоустройство и озеленение — они должны стать местом отдыха, неспешных прогулок и потенциально способны превратиться в арт-пространства. В рамках исторического комплекса улица Вокзальная, а также две литературные улицы — Пешкова и Даля — станут пешеходными проходами, свободными от транспорта. Территория в принципе предполагает минимум парковочных зон — только для обслуживания кафе и магазинов. Говоря об особенностях проекта планировки «Старого Канавина», об оживлении и реконструкции данной территории, Юрий Карцев подчеркивает, что площадь Революции вместе с Московским вокзалом должна будет приобрести несколько иное значение: «Запланирована реконструкция вокзала (варианты сейчас прорабатываются), периметр самой площади будет закрыт. Кроме того на ней мы предлагаем поставить высотный элемент — 30-этажное здание. Многие российские города уже создают или стремятся создать доминанту на въезде в город или в общественных местах. Это будет многофункциональное здание: верхние этажи может занимать гостиница, нижние — офисные и торговые помещения. Также предусмотрено расширение улицы Литвинова на границах нашего проекта от улицы Приокской до выезда на метромост, то есть практически до улицы Советской. В целом выезд с метромоста в сторону Московского вокзала оформляется у нас достаточно парадно. Здесь задумано комбинационное решение обрамления транспортной эстакады: с одной стороны идет линейная семиэтажная застройка, а с другой — высотные элементы, которые где-то располагаются в глубине кварталов, где-то выходят на периметр. Это создает торжественность и современность. Сегодня эта важнейшая городская магистраль выглядит будто случайной, незаконченной, поэтому чтобы придать всему району эстакады законченность, мы предлагаем свое решение — использовать столичные элементы на въезде в город».
Юрий Карцев Главный архитектор Института развития города «Нижегородграждан- НИИпроект»
Все вопросы инфраструктуры у нас решены комплексно. В частности, мы запланировали пять многоуровневых парковок по улице Литвинова, обслуживающих центральный рынок и территорию торговых центров. Они находятся в пешеходной доступности от исторической зоны, на расстоянии 300 метров, и смогут обслуживать и её.
Большие планы
Сегодня реализация любого плана — это финансовый вопрос. И если все, что касается инженерной, транс-портной инфраструктуры решается региональными и городскими властями, то остальное — это вопрос частных инвестиций, вопрос политики города и региона, направленной на привлечение инвесторов, на пред-ставление потенциала этой территории. Насколько реальны ожидания? Поводов более чем достаточно, территория перспективная и в плане расположения, и в плане транспортной доступности. Сейчас город готовится к проведению чемпионата мира по футболу в 1918 году, а значит интерес к центральным районам будет. Тем более что Канавино примыкает к месту про-ведения игр и, являясь при этом воротами города, будет наполнено приезжими. Кроме того, 2018 год будет ознаменован 150-летним юбилеем Максима Горького — дата для страны и особенно для нашего города значительная, с ней также связывают увеличение туристического потока.
Проект планировки территории в границах улиц Июльских дней, площади Революции, Совнаркомовской, Бетанкура, реки Оки и Волги в Канавинском районе города Нижнего Новгорода.
А ведь Старое Канавино — это и горьковские места, связанные с его биографией, являющиеся живой иллюстрацией его произведений. И, конечно, впереди нас ожидает 800-летие Нижнего Новгорода. В сентябре Президент РФ Владимир Путин подписал указ, придающий этому юбилею статус события федерального значения, что предполагает возможность привлечения финансовых средств из федерального бюджета. И хочется надеяться, что планам по развитию Старого Канавина суждено быть реализованными. Хотя бы в границах этих знаменательных дат.
Наверное, одним из самых сложных с точки зрения инвестирования и воплощения является проект развития острова Гребневские пески. Он не входит в основную программу реконструкции Старого Канавина и был разработан как бонус, дополнительный акцент, предложение по благоустройству. Проект предполагает отсутствие на острове высотных зданий, которые закрывали бы обзор обоих берегов Оки.
Спонтанные заросли, занявшие всю площадь острова, также планируется убрать. Гребневские пески станут плоскими и смогут использоваться как городской пляж, зона отдыха и развлечений, а также занятий спортом. Проект предусматривает строительство переходных связей острова с улицей Марата и площадью Ленина. На данный момент рано говорить об интересе инвесторов, проект дорогостоящий и представляется малоокупаемым. Если пользование городским пляжем, а также инфраструктурой будет платным, то как это скажется на посещаемости? Готовы ли нижегородцы, живущие на берегах двух рек, платить за пользование пляжем, пусть даже современным и комфортным? Время покажет. В любом случае этот проект заслуживает внимания инвесторов, а также благотворителей, заботящихся о развитии и процветании города.
Текст: Мария Медвидь Фото: Роман Бородин, предоставлены МП «НижегородгражданНИИпроект»