Города переживают возрождение. Горожане со средним уровнем доходов, которые раньше предпочитали покупать дома в пригороде, теперь хотят быть в центре городской жизни. В Европе и Северной Америке, широко распространён демонтаж промышленных районов 1970-1980 годов, которые теперь из-за роста городов оказались привлекательными с точки зрения стоимости недвижимости. Сегодня эти районы застраиваются высотными зданиями с большими квартирами.
Сегодня во всём мире в городах тренд на новые деловые центры в центре города, или в привлекательном с точки зрения экологии месте. Это характерно Москвы, Баку, Абу-Дубая, Сеула и других городов мира.
Во всём мире, как в развитых, так и в развивающихся странах старые крупные города обрастают новыми районами с новыми жилищными комплексами, которые, как правило, состоят из группы высотных зданий с развитой инфраструктурой: парковки, детские площадки, торговые и фитнес центры шаговой доступности.
Процесс урбанизации продолжается и наблюдается почти во всём мире. Население из сельских районов переезжает города в поисках работы или большего дохода, а также за комфортом свойственным для городской среды с её финансовыми и культурными центрами.
Есть интересное отличие в развитии городов у развивающихся и развитых стран. У стран с развивающейся экономикой градостроительство более агрессивное, в развивающихся странах городская застройка часто происходит в исторической части города, пересматриваются генеральные планы застройки города. Это имеет свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что обновляется инфраструктура и создаются новые рабочие места, а минусы в том, что вновь застроенный центр начинает испытывать большую нагрузку, появляются сложности с парковкой и пробки. Но желание роста и соответствия современности преобладает в градостроительной политике развивающихся стран.
В странах с развитой экономикой, таких как США и страны Западной Европы, наоборот, население очень трепетно относится к привычному историческому центру и если и строятся новые здания то их конструкцонно – архитектурные соответствуют историческому стили района в котором они строятся.
Согласно исследованиям доктора Джоржа Мартина, который является соавтором исследования посвященного урбанизации и опубликованным Международным институтом по проблемам окружающей Среды и фондом Народонаселения ООН (ЮНФПА) в 2010 году. Массовый рост городов в развивающихся странах сигнализирует о том, что этот процесс важнейший детерминант экономического, социального и экологического благополучия в 21-м веке.
Восточно-азиатские тигры
Как и во многих других вещах, Китай занимает лидирующие позиции, когда речь идет о крупных событиях. Начиная с 1978 года, в Китае появилось 500 новых городов.
160 городов имеют население более одного миллиона человек (для сравнения, в Европе-35). В течение следующих 20 лет, доля китайцев проживающих в городах вырастит с сегодняшних 50 процентов до 70 процентов.
К 2040 г., городское население, по прогнозам, увеличатся на 400 миллионов человек, что составит около 15 млн. человек в год.
Как, говорит Марк Харрисон, старший технический директор компании Аткинс по городскому планированию:
«То, что происходит в Китае — является быстрой урбанизацией. Такая же быстрая урбанизация была в Японии после Второй Мировой Войны. Аналогичные процессы происходили в Великобритании и Европе, и были связанны с Промышленной Революцией, а в Америке быстрая урбанизация происходила в прошлом веке. Мы являемся свидетелями быстрой урбанизации и массовой миграции населения в города.
Значительный рост в Китае и других странах Восточной Азии ведет к новому явлению: «мега-Сити » это когда города сливаются между собой образуя Мега-города. Эти мега-города могут занимать целые регионы. (Например: Гонконг-Шэньчжэнь-регион Гуанчжоу в Китае, где проживает 120 млн человек, согласно недавнему докладу ООН; Нагоя-Осака-Киото и Кобе в Японии (60 млн. человек); Малайзия-Сингапур области).
Динамичное развитие этих регионов порождает множество самых разнообразных проблем и вызовов, таких как: повышение конкуренции между городами и странами; рост видов экономической деятельности, координация крупных объектов инфраструктуры; охрана окружающей среды; социальное неравенство».
Важная особенность Китая в том, что в дополнение к масштабным миграционным процессам из сельской местности в города происходит переход от социалистической модели экономики к рыночной экономике.
В социалистической системе не было необходимости планировать строительство обширной инфраструктуры и зданий связанных с торговлей и сферой услуг.
Индия
Еще через в 20 лет, в Индия догонит Китай по количеству населения. В то время как в Китае разрешено иметь не более одного ребенка в семье, плюс к этому идет естественное старение основной рабочей силы.
По прогнозами — население Индии будет расти на 0,6% в год. Население Индии растёт более быстрыми темпами, чем население Китая, поэтому главная проблема Индии, это быстрое строительство жилой недвижимости и городской инфраструктуры для постоянно растущего населения.
Согласно прогнозам McKinsey Global Institute (MGI) городское население Индии возрастет до 590 миллионов к 2030 году.
Ещё одна особенность Индии это стремительный рост среднего класса. К 2025 году, индийский средний класс расшириться до 583 миллионов человек, а это около 41 процент населения страны. В самом деле, города строятся для зарождающегося среднего класса во многих странах мира. В Азербайджане, например, 200 гектаров на окраине Баку, отчищаются от нефтяных загрязнений, сортировочных станций и промышленных объектов периода СССР, — на этой территории будут жилые кварталы для среднего класса.
Исторически города строились вблизи к источникам необходимым для жизнедеятельности человека, таким как вода. Но многие новые инновационные и инфраструктурные достижения изобретения позволяют строить города в более агрессивной среде, например, в пустынях.
Перспективность городов
Преимущество новых городов в том, что в процессе роста и развития, новые районы и жилые кварталы дополняют город не внося архитектурный дисбаланс.
В новых городах, которые строятся в Китае, Индии и других странах Азии идёт опора на новейшие технологии и представления о градостроительстве.
И Китай будет выступать в строительстве городов будущего, как экспериментальная площадка. Строя такие города, Китай будет сталкиваться с массой проблем, технологического, инфраструктурного и социального характера. Будет сталкиваться и решать эти проблемы, вырабатывая новые подходы и пути.
Уже сейчас ясно, что в городах будущего будет плотная застройка и кластеризация. В мега городах будут ездить суперскоростные поезда.