Москва прирастает хозяевами

Юлия Михайловская родилась и выросла в Нижнем Новгороде, но последние несколько лет живёт в Москве. В каждый приезд в Нижний Юлия с интересом наблюдает, как меняется наш город, и рассказывает, что интересного происходит в столице.

Нижний Новгород - Москва

Любоваться фасадами, а не рекламой
Прошла по улице Минина. И не увидела самих домов. Вся красота фасадов спрятана под разнокалиберными вывесками и рекламными щитами. Особенно удручило здание напротив водной академии. На нём нет живого места от рекламных «заплаток». Это, на мой взгляд категорически неправильно.
В Москве за вывески взялись ещё год назад. Сейчас окультуривают 11 улиц исторического центра, включая Садовое и Бульварное кольцо, а к 2016 году планируют дойти до МКАД.

Итак, теперь в столице запрещены монолитные конструкции (так называемые декоративные панели) с названиями магазинов — только по буковке, которые, в свою очередь, должны почти прилегать к фасадам. Известный дизайнер Артемий Лебедев, один из авторов проекта, рассказывает, что объёмные буквы, установленные прямо на плоскость фасада, смотрятся лучше декоративных панелей, а вывеска без подложки меньше портит вид здания.

Что ещё? Никаких «глухих» витрин — это создаёт ощущение заброшенности. Никаких огромных щитов на колоннах и пилястрах. Горожане имеют право любоваться лепниной и орнаментом, а не рекламными щитами. Рекламы за стёклами тоже быть не должно: «полное или частичное перекрытие оконных и дверных проёмов, витражей и витрин» отныне запрещено.

Вертикальный порядок расположения букв? Нельзя. Вывески на глухих торцах фасада? Нельзя. Замена остеклённых витрин световыми коробами? Тоже нельзя.
Но это не значит, что всех хотят постричь под одну гребёнку. Если фантазия предпринимателя выходит за рамки типовых требований, можно представить дизайн-проект вывески в Москомархитектуру. Его обещают рассмотреть за 15 дней. И кто знает — может, и одобрят…

Город для машин или как?
Заметила, что в Нижнем появились новые надземные переходы. И как мне рассказали знакомые, это только начало. Мол, оттого, что пешеходы пойдут верхом, станет меньше пробок.

Не станет. Я уже не говорю о том, что это в корне неверный посыл: облегчая жизнь автомобилистам, создавать трудности пешеходам. Город — это, в первую очередь, территория пешеходов. Среди которых каждый четвёртый — маломобильный. И ему физически нелегко и затратно по времени переходить дорогу как-то иначе, нежели по зебре. Город с подземными и надземными переходами — это город для молодых и сильных. Но не для мам с колясками, стариков, инвалидов, людей с чемоданами…
Нам кивают на пандусы. Но что такое пандусы в российском исполнении? Швеллеры под углом 45 градусов и бес

беспорядочно выложенная тактильная плитка. А по нормам максимальный уклон пандуса должен быть 10%.
В Москве эту идею настойчиво продвигают активисты Илья Варламов и Максим Кац. Они убеждают, что подземные переходы надо закапывать, как это делают в других странах. И вот почему.

Считается, что надземные и подземные переходы снижают количество ДТП с участием пешеходов. Оказывается с точностью до наоборот. Это объясняется тем, что ради сокращения пути и нежелания лишний раз преодолевать десятки ступеней пешеходы перебегают дорогу в неположенных местах, где автомобилисты их не ждут.
Но возникает вопрос: что же делать с пробками? Ведь многие считают, что чем меньше «зебр» и светофоров, тем меньше заторов. Но и это не так. Светофоры регулируют трафик и снижают риск аварий. Правда, для этого их работу надо контролировать.

В Москве из 2166 светофоров контролируется работа лишь трёхсот. Но, надо сказать, столичные власти прислушиваются к ропоту горожан. Например, недавно идея того же Артемия Лебедева, «воздушная зебра», вышла в финал открытого международного запроса городского департамента ЖКХ и благоустройства.

Что такое «воздушная зебра»? Чтобы пешеходный переход стал заметнее для водителей, его разметка будет дублироваться с помощью специальных ламп или лазерной проекции.
— В сумерках из автомобиля человек на дороге практически не заметен, а «воздушная зебра» освещает пешеходов, — поясняет Лебедев. — Во-вторых, пешеходный переход становится виден на значительном расстоянии, что особенно актуально для загородных неосвещённых трасс. В-третьих, переход остаётся заметным, когда разметка на дорожном полотне отсутствует или, например, покрыта снегом.

В финал того же открытого запроса вышла и концепция Сэйф ту Уок (Safe2Walk). Благодаря фотосенсорам светофор показывает нужный свет только тогда, когда около перехода появляется пешеход. При этом зелёный для водителей включается лишь после того, как пешеход покинет проезжую часть.

Активисты не просто горлопанят в интернете. Изменения к лучшему очевидны. Александр Шуйский, руководитель проекта «Пробок.нет», рассказывает, что в 2013 году с подачи его группы по Москве было организованно полсотни новых пешеходных переходов.

Шумский вообще молодец. Он занимается устранением «дорожных парадоксов» — т. е. оптимизирует существующую дорожную сеть. Он показывает, как без строительства новых дорог (за счёт ликвидации разных незаконных парковок, шлагбаумов, забытых знаков дорожного движения) можно организовать движение так, чтобы избежать пробок и излишних пробегов.

Автожлобы не пройдут!
Прочитала, что в Нижнем заработал «Паркон» — система видеофиксации незаконной парковки автомобилей. Считается, что если «Парконов» в городе будет больше, то это приведёт «некультурных» автомобилистов в чувство. По примеру Москвы могу сказать, что одних «Парконов» мало.
Народ у нас, как известно, со смекалкой.

Вот и смекнули некоторые, как обмануть «Паркон». Размещают номерные знаки чуть под другим углом. Заклеивают цифру или две. Таких «умников» выводят на чистую воду активисты движения «Автожлоб». Они фотографируют машины, припаркованные не на месте, и сообщают о них в инстанции.

По поводу заклеенных номеров была целая история. Активисты обнаружили скопище таких машин у известного ресторана. Машины были одинаковые, из чего последовал вывод что это самостийная парковка сотрудников ресторана. Вышли с открытым письмом к его директору. Мол, разберитесь со своими, поучите жизни. Директор ответил, что непременно разберётся. Пока подвижек не видно, но, зная упёртость «антижлобов», я не сомневаюсь, что они прищучат «умников». Разумеется, законно.

…А гражданином быть обязан
Не у всех есть время и желание примыкать к активистам. Но каждый может проявить гражданскую позицию, проголосовав по актуальным городским вопросам с помощью интерактивной программы «Активный гражданин». Она размещена на сайте московской мэрии.

Как работает «Активный гражданин»? Каждую неделю мэрия предлагает москвичам ответить на важные для города вопросы. В том числе и «местечковые» — окружного и районного значения.

За участие в опросе человеку начисляют баллы. Набрав тысячу, вы приобретаете статус «активного гражданина» и возможность обменивать накопленные баллы на городские услуги — проезд в общественном транспорте, парковочные часы, билеты в театры, музеи.

Сейчас, например, москвичи активно голосуют по акции «Миллион деревьев». В 2014-м в столичных дворах появилось 2500 деревьев и 42 тысячи кустарников. Где в следующем году будут расти молодые дубы и берёзы, а где барбарис и можжевельник, решают «активные граждане».

А вот жители района Куркино с помощью проекта «Активный гражданин» выбрали, как благоустроить детскую площадку. Более 79% поддержали строительство детского комплекса, 8% сочли, что достаточно просто обновить его, а 4% опрошенных высказались только за установку скамеек.
В 2015 году собираются отремонтировать спортплощадку в Новогиреево. Для каких видов спорта она будет предназначена, опять же выбирали жители района. Большинство, 38%, отдали предпочтение мини-футболу.

Но лично для меня самой важной кажется возможность голосовать за маршруты общественного транспорта. Очень правильно, что не чиновники, а горожане решают, как и на чём им удобнее передвигаться.

Записала Татьяна Кокина-Славина

Источник: Жилищный вопрос. Нижегородская область №45 (144) 22 декабря 2014