О несправедливости современных принципов расчета пенсии.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации граждане могут получать одну из нескольких видов пенсий в зависимости от личных обстоятельств: страховую по возрасту, социальную, по инвалидности либо в связи с потерей кормильца. Первые два вида пенсионных пособий вызывают скептическое отношение к правильности начисления денежных выплат и ставят под большой вопрос справедливость правовых отношений в стране, где мало того, что люди преклонного возраста получают крайне мало, так еще и обеспечение в старости людей, всю жизнь работавших на благо Родины равны пенсиям, которые получают никогда не работавшие россияне.
Как начисляется страховая пенсия
При начислении страховой пенсии учитываются несколько главных факторов, которые и являются условиями, дающими право на ее получение:
пенсионный возраст: в 2019 году он составляет 55 лет для женщин и 60 – для мужчин;
минимальный страховой стаж, на протяжении которого добросовестно отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд, должен составлять не менее 10 лет;
количество накопленных пенсионных балов не должно быть меньше 16,2.
Страховая пенсия рассчитывается индивидуально для каждого российского гражданина, и ее размер всецело зависит от страхового стажа, баллов и уровня официальной заработной платы. У многих сегодняшних пенсионеров после проведения Пенсионным фондом расчетов она не дотягивает до уровня прожиточного минимума (ПМП), который в 2019 году в целом по РФ составляет 8 846 руб.
В соответствии с законодательством в таком случае на региональном уровне производятся социальные доплаты до ПМП, установленного в том или ином субъекте, который варьируется в диапазоне от 8 000 до 19 000 руб в Чукотском автономном округе.
Каков размер социальной пенсии по старости в России
Социальная пенсия регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ и начисляется следующим категориям россиян:
лицам, которые в силу личных обстоятельств никогда не работали, например вели домашнее хозяйство и воспитывали детей;
трудившимся неофициально без соответствующей записи в трудовой книжке и обязательных страховых взносов;
так называемым тунеядцам;
гражданам, не набравшим нужных баллов или не наработавшим минимального страхового стажа.
Всем вышеперечисленным категориям государство выплачивает социальную пенсию с тем лишь исключением, что право на ее получение возникает на пять лет позже, чем для работавших пенсионеров, то есть в 60 лет у женщин и 65 – у мужчин. Размер ее фиксированный, подлежит индексации и в 2019 году составляет 5 180 руб. В связи с тем, что во всех регионах РФ данная сумма не дотягивает до уровня ПМП, поэтому начисляются доплаты.
Почему страховая и социальная пенсии не отличаются по размеру?
Вот так возникает самая главная социальная и законодательная несправедливость: пенсии, равные минимальному прожиточному минимуму, по факту получают как пенсионеры, заслужившие ее собственным трудом, пусть и с небольшими зарплатами, так и те, кто никогда не работал. И все потому, что по действующим пенсионным нормам в России никто не должен получать меньше прожиточного минимума в своей социальной группе. И как сделать эту ситуацию справедливой сказать сложно:
Лишить пенсий тех, кто не работал? Это приведет к социальному взрыву и возмущениям в обществе.
Повысить пенсии тем, кто их заработал собственным трудом? На это традиционно нет денег в бюджете, и пенсионерам приходится просто держаться и быть в хорошем настроении.