Проблемы с компенсацией льготникам расходов на «коммуналку»

26.02.2017

В Самарской области есть проблемы с компенсацией льготникам расходов на «коммуналку»

Проблемы с компенсацией льготникам расходов

21 февраля в ходе совместного заседания члены комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и комиссии по делам ветеранов и инвалидов обсудили ряд социально значимых вопросов.

Одной из тем стала отмена ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ) самарским льготникам и замена ее компенсацией.

Напомним, изменения вступили в силу с 1 января. Если раньше граждане, имеющие право на ЕДВ ЖКУ, получали фиксированную сумму на оплату коммунальных услуг, то теперь льготники получают компенсацию за понесенные траты согласно тарифам и нормативам. То есть, чтобы получить деньги от государства, пенсионер теперь должен сам заплатить за «коммуналку», а затем компании, предоставляющие услуги, должны извещать о поступивших деньгах министерство социально-демографической и семейной политики. После этого последнее назначает льготнику компенсацию. А гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ, компенсация не выплачивается.

Однако на деле система до сих пор работает со сбоями.

«Наша задача сегодня – вскрыть болевые точки, понять, где пробуксовывает эта система и что необходимо предпринять, чтобы она заработала, чтобы граждане могли без каких-либо проблем получить положенную льготу, – заявил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских. – Во-первых, очевидно, что управляющие и ресурсоснабжающие организации должны исполнить требования закона. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, до первого числа месяца, следующего за расчетным, управляющие организации обязаны сформировать и представить каждому жителю платежный документ. Делается ли это? Нет. Все мы знаем, что какие-то квитанции приходят 1-го числа, какие-то 10-го, 15-го и так далее. Граждане должны все это собрать, оплатить, и только после этого у министерства появляются основания для начисления компенсации. Еще один камень преткновения – отсутствие в области единой базы собственников, которые оплачивают жилищно-коммунальные услуги».

Больше года министерству потребовалось для того, чтобы узнать, сколько поставщиков жилищно-коммунальных услуг действует на территории региона, и наладить с ними взаимодействие.

В настоящее время, по словам и.о. руководителя управления реализации социальных гарантий граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Натальи Хохловой, выявлено 1559 таких поставщиков. Но пока только с 1426 организациями заключены соглашения об информационном обмене. В связи с этим сейчас возникают задержки выплат ряду льготников.

Сумма компенсации напрямую зависит от многих факторов: наличия или отсутствия счетчиков в квартире, количества проживающих, установленного регионального стандарта, действующих в муниципальном образовании тарифов и нормативов и пр. Кроме того, для каждой из 47 категорий льготников федеральным законодательством установлен свой набор льгот в процентном отношении: кому-то предусмотрены льготы в виде определенного процента от графы «содержание жилого помещения», для кого-то действуют льготы по оплате коммунальных услуг и т.д.

По мнению членов Общественной палаты, жители области как минимум на время переходного периода должны иметь возможность самостоятельно предоставить информацию об оплаченных квитанциях за ЖКУ для расчета и начисления компенсации.

«Такая возможность просто необходима в силу того, что на данный момент механизм обмена информацией между министерством и поставщиками услуг работает недостаточно четко: у министерства есть претензии к поставщикам услуг (особенно ТСЖ), в силу множества причин недостаточно охотно идущим на сотрудничество; у поставщиков услуг, в свою очередь, есть конкретные претензии к предоставленному министерством программному продукту, через который должен осуществляться обмен информацией. Впрочем, – уверены общественники, – все эти сложности переходного периода не должны отражаться на добросовестных плательщиках за услуги ЖКХ, имеющих право на льготу», — пишет пресс-служба Общественной палаты.