Вопросы безопасного использования грузоподъемных кранов, решаемые в проекте организации строительства и проекте производства работ

1.1. Приемы и методы производства работ с применением грузоподъемных кранов, предусмотренные ПОС и ППР, должны обеспечивать полную безопасность их выполнения.
1.2. ПОС и ППР должны разрабатываться в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: инструкции по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ СН 47—74*; Правил устройства и безопасной эксплуатации гру. зоподъемных крапов; Правил устройства электроустановок; Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей; ГОСТ 12.2.007—75; ГОСТ 12.2.003—74; СНиП Ш-4 —80 «Техника безопасности в строительстве»; СНиП Ш-1 — 76 «Организация строительного производства» и других ведомственных, директивных и нормативно-технических документов, действующих в системе Минэнерго СССР.
1.3. В состав проектных решений ПОС должны входить:
описание способов организации строительства и средств механизации строительно-монтажных работ;
разработка стройгенплана с размещением временных автомобильных и железных дорог, основных инженерных коммуникаций, складов, монтажных кранов и т. п.;
описание методов производства СМР, использование средств механизации основных СМР с учетом их наличия в подрядной организации.
1.4. Проект производства работ грузоподъемными кранами является частью общего ППР на строительство объекта, в котором обязательно должен быть раздел «Техника безопасности», разработанный исходя из конкретных условий применения кранов.
1.5. Основой проекта производства СМР грузоподъемными кранами является схема их привязки к сооружаемым объектам и установки на строительной площадке.
1.6. Проект производства работ грузоподъемными кранами должен отражать следующие вопросы:
соответствие устанавливаемых кранов условиям СМР по грузоподъемности, высоте подъема крюка и вылета стрелы;
обеспечение безопасных расстояний от мест движения транспорта и пешеходов;
условия установки и работы кранов вблизи откосов, котлованов, траншей и выемок, на косогорах, насыпных и слабых грунтах;
расположение существующих и запроектированных коммуникаций, сооружений и других объектов, находящихся в зоне работы кранов;
обеспечение безопасных расстояний между крапами и находящимися на территории строительной площадки коммуникациями (воздушными линиями электропередачи, линиями связи, высоконапорными трубопроводами) и сооружениями;
расположение мачт освещения строительной площадки и временной электросети;
условия безопасной работы нескольких кранов на одном или на параллельных подкрановых путях;
специфику работы зимой, а также в неблагоприятных погодных условиях;
перечень применяемой тары и грузозахватных приспособлений,

Инструкция СН 47—74, а также СНиП III-1—76 (Ч. 3. Правила производства и приемки работ. Гл. 1. Организация строительного производства) заменены единым документом — СНиП 3.01.01—85 «Организация строительного производства» (в настоящей книге не приводится).

графическое изображение схем строповки грузов с учетом их массы и габаритов, условий строповки и монтажа;
расположение и места складирования грузов с указанием их габаритов, подъездных путей и т. п.;
F мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлены крапы (ограждение строительной площадки, монтажной зоны крановых путей, проездов через них и т.п.).
Примечание. При производстве СМР на малых строительных площадках, вблизи существующих сооружений, внутри каркасов зданий в ППР должен быть, разработан раздел «Работа крана в стесненных условиях». В этих случаях в ППР необходимо указать дополнительные мероприятия по безопасной работе кранов, ограничению опасной зоны обслуживания, допустимые расстояния от поворотной части крана до зданий, меры, исключающие возможность прохода людей, проезда транспорта и беспрепятственного перемещения грузов;
конструкция и расположение приемных площадок, если строительные (отделочные) материалы будут подаваться с помощью кранов; способы подачи кирпича кранами;
места расположения контрольных грузов для проверки ОГП; места выхода рабочих в строящееся здание (сооружение).
1.7. ППР с применением грузоподъемных кранов должен составляться специализированной проектной организацией или производственно-техническим отделом строительно-монтажной организации управления строительства, треста и утверждаться главным инженером строительной организации.
1.8. При отступлении от действующих правил на безопасное производство каких-либо работ необходимо в установленном порядке на стадии разработки ППР получить разрешение и согласование местного органа надзора на их выполнение.
1.9. Внесение изменений и дополнений в ППР грузоподъемными кранами, как правило, не допускается. Дополнения и изменения в ППР в связи с изменением условий работы должны быть оформлены организацией, выполнившей проект, и согласованы в соответствии с п. 1.7.
1.10. До начала строительства объекта весь линейный инженерно- технический персонал, бригадиры, крановщики и стропальщики строительно-монтажной организации должны быть под расписку ознакомлены с ППР. При наличии зон ограничения обслуживания кранов указания по их работе выдаются крановщикам и стропальщикам в письменном виде лицом, ответственным за перемещение грузов кранами.
1.11. Документы, обязательные для разрешения на пуск грузоподъемных кранов в работу, составляются в двух экземплярах, один из которых находится на строительном объекте для руководства, а второй хранится у владельца крана вместе с паспортом крана до его демонтажа.