В регионах России наибольший объем торговых площадей за последние пять лет был введен в Перми, Екатеринбурге, Кирове, Челябинске, Хабаровске и Владивостоке

За прошедшие пять лет (2018–2022 гг.) среди региональных городов наибольший объем торговых центров был введен в Перми (136 805 * кв. м), Екатеринбурге (101 344 кв. м), Кирове (87 000 кв. м), Челябинске (64 340 кв. м), Хабаровске (62 400 кв. м), Владивостоке (62 300 кв. м).

 

Также высокие объемы строительства были отмечены в Казани (61 000 кв. м), Калининграде (56 700 кв. м), Грозном (56 000 кв. м) и Нижнем Новгороде (51 400 кв. м). Наиболее активное строительство в этих городах наблюдалось в 2021 и в 2022 гг. В 2018 и 2019 гг. наблюдалось уменьшение числа новых проектов на рынке на фоне спада в девелопменте после кризиса 2014-2015 гг. В результате в 2018-2020 гг. в регионах России не было введено ни одного суперрегионального торгового комплекса.

 

Единственными суперрегиональными торговыми объектами, открытыми за последние 5 лет в рассматриваемых городах, были ТРЦ «Планета» (GLA 83 100 кв. м) в Перми и ТРЦ «Veer Mall » (GLA 76 000 кв. м) в Екатеринбурге в 2021 году, что в совокупности превышает суммарный региональный объем ввода 2022 года в России на 13%. В 2021 г. состоялось открытие регионального торгового центра «ГРОЗНЫЙ МОЛЛ» в Грозном. Все остальные проекты были представлены в формате районный и окружной. В частности, в 2022 г. предложение в Перми пополнилось торговым центром iMALL в МФЦ «Эспланада» (GLA 40 500 кв. м) формата «окружной», на долю которого приходится треть суммарного ввода в городе за последние 5 лет. В Челябинске состоялось открытие окружного ТЦ «Таганай» (GLA 35 000 кв. м), сформировавшего 54% предложения в пятилетний период. В остальных регионах новое предложение было сформировано торговыми центрами формата «районный».

 

Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «Несмотря на то, что рынок торговой недвижимости в регионах следует общим тенденциям в части сдержанного ввода, мы наблюдаем, что качественные и хорошо подготовленные проекты продолжают открываться. Стоит отметить, что сейчас нет четких границ между региональными и столичными торговыми центрами. На коммерческий успех торгового центра влияют такие факторы как локация объекта, обеспеченность конкретного региона торговыми площадями по отношению к численности населения, представленность брендов и сбалансированность тенант микса, эффективность управляющей команды. И поэтому в текущей ситуации речь идет не о московских и региональных проектах, а о каждом конкретном проекте, сейчас региональный проект может быть успешнее московского».

 

*Все площади указаны в формате GLA