Общие сведения об автомобильных дорогах

Земляное полотно состоит из: верхней части (рабочего слоя); тела насыпи (с откосными частями) ; основания насыпи; основания выемки; откосных частей выемки; устройств для поверхностного водоотвода в виде канав; устройств для понижения или отвода грунтовых вод (дренажа); поддерживающих и защитных геотехнических устройств и конструкций, предназначенных для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т. п.).
В зависимости от назначения и интенсивности движения автомобильные дороги РФ подразделяются на шесть категорий (табл. 1.1). 

Таблица 1.1
Параметры элементов дорог Категории дорог
1-а 1-б II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,7 3,75 3,5 3
Ширина проезжей части, м 2×7,5 2×7,5 7,5 7 6 4,5
2×11,25 2×11,25
2×15 2×15
Ширина обочин, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2 1,75
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м 0,75 0,75 0,75 0,5 0,5
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м 6 5 -‘
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной

полосе, м

1 1
Ширина земляного полотна, м 28,5; 36; 27,5; 35; 27,5; 35; 15 12 8
43,5 42,5 42,5

К основным элементам автомобильных дорог относятся: полоса отвода 5, земляное полотно 4, проезжая часть 3, обочины 2, боковые канавы, или кюветы 1 (рис. 1.1).

элементы дороги

Рис. 1.1. Основные элементы дороги:
а — без разделительной полосы; б— с разделительной полосой

Полоса отвода — полоса местности, на которой размещена дорога, возведены вспомогательные сооружения, построены служебные здания и. созданы придорожные насаждения.
Земляное полотно предназначено для устройства проезжей части, обочин и боковых устройств для водоотвода.
Конструкция земляного полотна и его элементы представлены на рис. 1.2.

Конструкция земляного полотна дороги

Рис. 1.2. Конструкция земляного полотна дороги и его элементы :
а —в насыпи; б — в выемке

Проезжая часть 5 — полоса, по которой перемещаются транспортные средства. Для отвода талых и дождевых вод проезжую часть дороги устраивают выпуклого очертания. На проезжей части устраивают дорожную одежду, которая состоит из покрытия, основания и подстилающего слоя.
Обочины 6 (грунтовые или укрепленные) предназначаются для кратковременной стоянки транспортных средств и временного складирования различных материалов при выполнении дорожно-ремонтных работ. На дорогах с интенсивным движением (I, II и III категорий), а также в пределах населенных пунктов (включая дороги IV и V категорий) обочины укрепляют щебнем, гравием, песком.
Линия сопряжения поверхностей обочин и откоса 3 насыпи 7 образует бровку 4 земляного полотна.
Боковые устройства для водоотвода 8, или кюветы, предназначаются для удаления талых вод, а также для осушения земляного полотна. При высоких насыпях кюветы не устраивают. В поперечном разрезе кюветы устраивают треугольного или трапецеидального сечения. Уклоны внутренних откосов как для треугольных, так и для трапецеидальных кюветов устраивают 1:3 наружных откосов — 1:1,5.
При сооружении земляного полотна для устройства насыпей небольшой высоты (до 0,6 м) достаточно грунта, получаемого за счет уширения боковых канав. При большей высоте насыпей (свыше 0,6 м) грунт берут из закладываемых по обеим сторонам земляного полотна резервов 1. Для устройства высоких насыпей резервы закладывают в стороне от выемки.
Полоса, находящаяся между смежными откосами насыпи и откосами резерва, называется бермой 2. По ширине берма должна быть не менее 2,0 м и иметь небольшой уклон в сторону от насыпи.
При устройстве земляного полотна в выемке разрабатываемый грунт используют для сооружения насыпей из близлежащих участков дороги или заполнения пониженных участков местности, по которым прокладывают дорогу. При избытке грунта его укладывают на обрез дороги параллельно бровке выемки — в кавальеры 9. Высота кавальеров не должна превышать 3 м, а расстояние их от внешней бровки выемки должно быть не менее 3,0 м.
Во избежание попадания в выемку паводковой воды или воды от таяния снега между кавальером и откосом отсыпают вал из грунта, называемый банкетом 11. Кроме того, при наличии больших уклонов сооружаемого дорожного полотна устраивают нагорные водоотводные канавы 10, ограждающие полотно дороги от притока воды с вышерасположенных участков.
При разработке проекта дороги составляют ее план, продольный и поперечный профили.
Положение оси дороги на местности называют трассой, которая складывается из прямолинейных и криволинейных участков.
Расположение дороги в плане характеризуется специальным документом — планом трассы. Продольный профиль дороги является как бы ее проекцией на вертикальную плоскость, проходящую через ось дороги.