ДЛЯ ДОРОЖНЫХ РАБОЧИХ
Дорожные рабочие при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации оборудования, технологической оснастки.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
1. Перед началом работы дорожные рабочие обязаны:
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и каску установленного образца;
в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя работ.
2. После получения задания дорожные рабочие обязаны:
а) подготовить ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари и устройства безопасности и проверить их исправность;
б) подобрать инструмент, оснастку и средства защиты, проверив их на соответствие требованиям безопасности;
в) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.
3. Дорожные рабочие не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих или инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;
б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) оборудования, технологической оснастки и инструмента;
в) недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
г) отсутствии ограждений и знаков безопасности.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это дорожные рабочие обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
4. Во время работы дорожные рабочие обязаны:
а) ограждать рабочее место штакетным барьером или щитами при изменении его местоположения и обозначать соответствующими дорожными знаками с сигнальным освещением: запрещающими — «Въезд запрещен*, «Ограничение скорости», предупреждающими — «Дорожные работы». Включать сигнальное освещение в темное время суток;
б) отключать светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны быть расположены таким образом, чтобы исключалось слепящее действие светового потока.
5. При размещении строительных материалов в местах выполнения работ дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) размещать материалы на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой или строящейся ее части;
б) при складировании материалов на обочине дороги на расстоянии 5-10 м против хода движения транспорта установить барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время уток;
в) размещать материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, допускается не ближе 1 м от бровки насыпи;
г) сыпучие материалы (песок, щебень, гравий) размещать в компактных объемах с крутизной скосов, соответствующей углу естественного откоса;
д) бортовые и бордюрные камни, укрепительную плитку, лотки и брусчатку следует складировать в штабели высотой не более 1,2 м.
6. На территории, где ведутся работы, дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) переходить дорогу только в установленных для этого местах;
б) не выходить за установленные ограждения рабочей зоны, на открытую полосу движения транспорта;
в) не приближаться к двигающимся автомобилям, каткам, скреперам, бульдозерам, погрузчикам, гранам, укладчикам и другим механизмам ближе чем на 5 м;
г) во время работы находиться вне опасной зоны работы подъемного крана или экскаватора радиус вылета стрелы плюс 5 м).
7. При выполнении работ в зоне трамвайных путей с полным или частичным закрытием движения трамваев следует выполнять следующие требования:
а) размещать инструмент, технологическую оснастку или материалы, образующиеся при разборе существующего дорожного покрытия или вновь доставляемые, следует вдоль путей не ближе 1 м от головки рельса. Размещение инструмента, материалов или технологической оснастки между путями, а также на проезжей части дороги, где проходит движение транспорта, не допускается;
б) находиться при укладке дорожного камня в штабели с одной стороны штабеля;
в) следить, чтобы при разборке отдельных участков дорожного покрытия из штучных камней с 1римененнем ломов расстояние между рабочими было не менее 1,5 м;
г) при укладке штучных камней на проезжей части следует.
— укладывать камни, находясь лицом навстречу движения трамвая, а при его приближении сойти с полотна пути на правую сторону по ходу движения трамвая;
— ограничивать количество камней, предназначенных для укладки в проектное положение, при их Размещении между путями. Не допускать возвышение этих камней над головкой рельса более чем на 5 см;
— не допускать размещение камней, инструмента и других материалов на проезжей части улицы, где происходит движение транспорта.
8. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии с применением пневматического инструмента и инструмента с электроприводом дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) подключать шланги к магистралям сжатого воздуха через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать шланги в магистраль без вентилей не допускается. Подключать или отсоединять шланги следует только после выключения подачи воздуха посредством вентиля;
б) следить за тем чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие.
9. При приемке материалов (песка, щебня, гравия и т. п.), доставляемых автосамосвалами для устройства дорожного покрытия, дорожные рабочие обязаны:
а) находиться во время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя; 6} подходить к автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;
в) очищать кузов автосамосвала от остатков доставленного материала следует скребками или лопатой с удлиненной рукояткой в положении стоя на земле.
10. При устройстве и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента, гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катками следует:
— находиться при укладке материалов с применением машин за пределами опасной зоны, возникающей в местах работы машины; визирование, отсыпку или снятие лишнего объема материалов (песка, щебня и др.) выполнять только на участках, где закончена работа машинами или во время перерывов в их работе.
11. При укладке бортовых или бордюрных камней вручную дорожные рабочие обязаны:
— переносить камне вдвоем или вчетвером с применением предназначенных для этого клещей,
— устанавливать камни в проектное положение с применением трамбовки только через деревянную прокладку.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
12. Дорожные работы вблизи проезжей части автодорог, железнодорожных путей или на междупутье разрешается производить только при выполнении мероприятий, предусмотренных специальным инструктажем, проводимым при выдаче наряда-допуска на работы повышенной опасности.
13. Работа должна быть приостановлена:
а) при грозе, дожде, а также тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта
работ;
б) при нарушении целостности или смещении ограждений, знаков безопасности, а также при дорожно-транспортных происшествиях в зоне работы.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
14. По окончании работы дорожные рабочие обязаны:
а) механизированный инструмент, применяемый во время работы, отключить от электросети или магистрали сжатого воздуха;
б) инструмент и технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места, отведенные для их хранения;
в) навести порядок на рабочем месте;
г) сообщить бригадиру или руководителю работ о всех неполадках, возникших во время работы.