Предприятия, выпускающие дорожно-строительные машины наряду с инструкциями по эксплуатации машин обязаны разрабатывать также указания по диагностированию выпускаемых ими машин. В этих указаниях (являющихся частью инструкций по эксплуатации) заводы-изготовители устанавливают вид и периодичность диагностирования, перечень показателей для каждой машины, численные их значения и допускаемые отклонения, средства для диагностирования, последовательность диагностирования, правила и способы их выполнения.
Дорожно-строительные организации (и другие строительные организации) как владельцы машин согласно ГОСТ 25044-81 обязаны обеспечить проведение диагностирования и соответствующих работ (согласно инструкциям заводов-изготовителей) перед вводом машин в эксплуатацию, во время работы, перед техническим обслуживанием и после технического обслуживания, перед ремонтом и после ремонта.
Техническому диагностированию машин (включая бульдозеры, скреперы, грейдеры) подвергаются двигатели и их механизмы и системы, ходовые механизмы, механизмы приводов и управления, гидравлические и пневматические системы, электрооборудование.
Внедрение в практику обслуживания и ремонта машин методов и средств технического диагностирования позволяет в среднем в 1,25 раза увеличить межремонтную наработку, соответственно уменьшить трудовые затраты и расход запасных частей и материалов на ремонт и обслуживание машин путем предупреждения отказов; примерно в 1,5 раза снизить простои машин по техническим- неисправностям; вследствие более высокой степени технической готовности машин уменьшить не менее как на 5 % расход топлива и смазочных материалов.
Техническое диагностирование машин подразделяется на постоянное и периодическое.
Постоянное диагностирование проводится машинистами во время работы машин при выполнении ежесменных и периодических технических обслуживании. При этом виде диагностирования применяются простейшие, часто встроенные в машины и их элементы приборы и приспособления, обеспечивающие контроль работы машин и выявление в них неисправностей.
Периодическое диагностирование проводится, как правило, звеном слесарей-ремонтников во главе с мастером-диагностом при обязательном участии машиниста диагностируемой машины при выполнении плановых периодических технических обслуживании, включая сезонные технические обслуживания и текущие ремонты, а также по мере необходимости. Периодическое диагностирование предназначено для определения эксплуатационных, функциональных, технических и ресурсных показателей диагностируемых машин.
Периодическое диагностирование машин подразделяется: по объёму выполняемых работ — на комплексное и частичное диагностирование; по времени проведения — на причинное (выполняемое по потребности в зависимости от случайных поломок и т. п.) и регламентное (выполняемое после наработки машиной определенного времени или объёма работ); по связи с операциями планового технического обслуживания и ремонта — на зависимое (проводится одновременно с операциями технического обслуживания или ремонта) и независимое (проводится независимо от работ по техническому обслуживанию или ремонту машин); по технологии выполнения — на общее и углубленное; по совокупности работ — на простое и комплексное.
Общее диагностирование проводится с целью определения технического состояния узлов и сборочных единиц машин. При этом виде диагностики устанавливают возможность дальнейшей работы машин без регулировочных и ремонтных работ; объём регулировочных и ремонтных работ; необходимость проведения для отдельных агрегатов, узлов и сборочных единиц машин углубленной диагностики; качество прове-‘ денного технического обслуживания и ремонта. Выполнение общей диагностики совмещается с проведением очередных обслуживании машин — ТО-1, ТО-2, ТО-3, а также текущего ремонта.
Углубленная диагностика проводится с целью определения мест неисправностей, выявления их причин и характера неисправностей. При этом виде диагностики устанавливают углубленный диагноз; ресурс работы машин в исправном их состоянии; объём регулировочных и ремонтных работ. Выполнение углубленной диагностики совмещается с проведением очередных обслуживании — ТО-2, ТО-3, а также по потребности в случае обнаружения в процессе эксплуатации машин неисправностей.
Простое диагностирование выполняется в отношении какого-либо узла или сборочной единицы машины, а комплексное — в отношении всей машины или её агрегатов.
Перед техническим диагностированием ставятся различные задачи: при выявлении эксплуатационных показателей определяются содержание и объём работ по предстоящему техническому обслуживанию или ремонту; при выявлении функциональных показателей определяются основные показатели машин и дается общая им оценка; при определении технических показателей выявляются неисправности в машинах и причины их возникновения; при определении ресурсных показателей дается оценка износного состояния машины и её сборочных единиц с целью установления ресурса безотказной их работы в дальнейшем.
Комплексное диагностирование включает в себя все виды периодического диагностирования, а также диагностирование неисправностей и износного состояния машин. Оно проводится для определения характера и объёма комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Если при диагностировании выявляется потребность в капитальном ремонте машины в целом или отдельных узлов и сборочных единиц, то дальнейшая работа по диагностированию прекращается и неисправные узлы и сборочные единицы заменяются новыми или отремонтированными. Одновременно с ремонтом или заменой узлов или сборочных единиц выполняют операции очередного технического обслуживания. После выполнения комплексного диагностирования устанавливают гарантированный ресурс безотказной работы машины до максимального использования ресурса их работоспособности, т. е. до наступления потребности в капитальном ремонте или списании.
Комплексное диагностирование проводят на специализированном посту пункта технического обслуживания или ремонтно-механической мастерской дорожно-строительного управления или треста. Допускается также выполнение работ по диагностированию состояния машин в условиях строящегося объекта, т. е. в условиях дорожно-строительных работ с применением передвижных средств диагностики.
При общем диагностировании ставится задача определения работоспособности машины или выявления степени изношенности в её элементах и дается качественная им оценка, т. е. определяются характер и величина повреждений.
Таблица 6.2
Марка тракторов | Трудоемкость, чел.-ч | Марка тракторов | Трудоемкость, чел.-ч |
Т-74, ДТ-75М, Т-75С | 8 | Т4А | 10 |
Т-100М, Т-130 | 10 | К-700, К-7101, К-702 | 14 |
Т-150, Т-150К | 12 | МТЗ (различные мо- | 8 |
Т-180, Т-220 | 12 | дели) | |
Т-ЗЗО | 14 |
В табл. 6.2 приведена средняя трудоёмкость комплексного диагностирования базовых тракторов, применяемых для работы дорожностроительных машин.
К основным техническим средствам для диагностирования дорожностроительных машин относятся передвижные мастерские (установки) КИ-4270А (рис. 6.4) и КИ-13905, предназначенная в дальнейшем для замены мастерской КИ-4270А.
Рис. 6.4. Передвижная диагностичеокая установка КИ-4270-А:
1 — контейнеры; 2 — тиски; 3 — электрощит; 4 — прибор для испытания и регулировки форсунок; 5 — выдвижной щит; 6 — ящик для слесарного инструмента и инвентаря; 7 — заточный аппарат; 8 — верстак; 9 — стеллаж; 10 —компрессор; II — шасси автомобиля; 12 — слесарный инструмент; 13 — тент; 14 — стол; 15 — стул
Диагностическая установка КИ-4270-А по составу оборудования и приборов позволяет проверять и контролировать около 100 различных параметров технического состояния агрегатов, узлов и сборочных единиц машин, базой для которых служат тракторы и грузовые автомобили, выявлять в них наиболее часто встречающиеся неисправности и отказы и проводить регулировочные операции. Диагностическая установка обслуживается мастером-диагностом и водителем этой установки.
Для целей диагностирования машин применяется также переносный диагностический комплект КИ-13901. Посредством этого комплекта имеется возможность определять техническое состояние двигателя, рулевого управления, ходовой части, электрооборудования.
Продолжительность диагностирования технического состояния дорожных машин в среднем составляет: без регулировочных работ — около 4 ч, с регулировочными работами — 8—10 ч.