Опорные части кранов

Наиболее распространенным типом башенных кранов является рельсовый. Опорные части делятся: по числу опор-на трехопорные и четырех опорные; по конструктивной форме-с плоской рамой, с плоской рамой и подкосами, с порталом, с центральной рамой, с которой соединены поворотные кронштейны- флюгеры.


Рис. 11. Схемы опорного устройства башенных кранов
а-чстырехопорная плоская рама; б,д-закрытый шатровый портал; в, г, е-открытые рамные порталы; ж-открытый шатровый портал; з-центральная рама с кронштейнами-флюгерами

На рис. 11 показаны схемы опорных устройств башенных кранов. Опорные рамы самоподъемных и приставных кранов, как правило, выполняют плоскими, опирающимися на здание.

 

Кинематическая схема механизма передвижения крана МСК-5-20Рис. 12. Кинематическая схема механизма передвижения крана МСК-5-20

1-электродвигатель;2-втулочио-пдтшева» муфта; 3-двухступенчатый редуктор; 4-цилввдрпчесжм шс- стерня; 5, 9-зубчатыс венцы; 6, 7-ходовые колеса; 8-паразитная шестерня

Рис. 13. Схема трехопорного крепления механизма передвижения с агрегатами МТРГУ (а) и ТКЧг (б)

1 -выходной вал тележки; 2-редуктор; 3-электродвигатель; 4-6-опоры; 7-проушнна

Опорные части кранов в виде центральной рамы с флюгерами позволяют перемещаться кранам по криволинейным участкам подкранового пути с малыми радиусами кривизны (7-12 м).

Флюгеры в рабочем положении связаны с центральной рамой тягами. При перевозке крана тяги отсоединяют и все четыре флюгера поворачивают вдоль пути движения таким образом, чтобы соблюдался транспортный габарит.

  1. Механизмы передвижения. В башенных кранах применяют различные конструкции механизмов передвижения, однако независимо от типа крана любой механизм передвижения состоит из следующих основных элементов: двигателя, соединительной муфты, электромагнитного тормоза, редукторов и ходовых колес, часть которых является приводными.

Механизмы передвижения различаются по их расположению и компоновке: с приводом от одного электродвигателя на два колеса, расположенных с одной стороны крана; с приводом на два соседних колеса, расположенных с обеих сторон крана;

Рис. 14. Кинематические схемы унифицированных механизмов передвижения

а-ходовой ведущей тележки грузоподъемностью 40 и 60 т для кранов КБ-60, КБ-100, КБ-160. 2; б-крана КБк-250; 1 — электродвигатель;  2 — тормоз; 3-редуктор; 4-промежуточный вал тележки; 5-ходовое колесо; 6 — металлоконструкция тележки; 7-дополнительная пара шестерен; 8-редуктор ТКЧг-250 ; 9-маховик

с приводом на два диагонально расположенных колеса; с приво- дом от двух двигателей, каждый из которых обслуживает только одно колесо или одну балансирную тележку. Электродвигатель может быть расположен на портале крана или непосредственно на нижней балке портала или ходовой тележке.

На рис. 12 дана кинематическая схема механизма передвижения экрана МСК-5-20.

Привод осуществляется от электродвигателя 1, который посредством эластичной муфты 2 соединен с валом двухступенчатого редуктора. Выходная шестерня 4 редуктора соединена с зубчатым венцом 5 первого ходового колеса 6 и через паразитную шестерню 8-е зубчатым венцом 9 второго ходового колеса 7.

Современные башенные краны типов КБ и МСК оснащают унифицированными ходовыми тележками двух-, трех- и четырехколесными.

В зависимости от параметров (мощности) крана, конструкции его опорной части каждый кран может иметь половину приводных тележек (ведущих) и половину неприводных (ведомых).

Рис. 15. Рельсовый захват клещевого типа

1-рычаг захвата; 2-винт; 3-палец

Рис. 16. Рельсовый захват тискового типа
1—губка: 2-корпус; 3-кожух; 4-ганка; 5-винт; 6-ограничительная шайба

У более мощных кранов все ходовые тележки-приводные.
Крепление механизмов передвижения выполняется самоуста- навливающимся по трехопорной схеме (рис. 13). Двумя опорами 5 и 6 являются подшипники, поддерживающие выходной вал редуктора. Один подшипник зафиксирован в осевом направлении. Третьей опорой 4 служит лапа электродвигателя 3 или проушина 7. При возникновении крутящего момента эта опора удерживает механизм от проворачивания вокруг выходного вала 1 редуктора

Ходовая унифицированная тележка грузоподъемностью 40 и 60 т выпускается как с приводом (ведущая), так и без него (ведомая). Тележки’имеют балансирную подвеску колес, обеспечивающую равномерное распределение нагрузок между колесами.

Ходовые тележки кранов типа КБ выполнены с приводом, в качестве которого используют агрегат МТРГУ-120 (мотор- тормоз-редуктор с межцентровым расстоянием 120 мм).

Глобоидный редуктор (в агрегате МТРГУ-120) имеет неразъемный корпус со смонтированной в нем червячной парой. Кинематическая схема механизма передвижения с МТРГУ-120 кранов КБ-60, КБ-100, КБ-160.2 показана на рис. 14, а. Кинематическая схема механизма передвижения крана КБк-250 с’ червячным редуктором ТКЧг-250 показана на рис. 14,6.

3. Устройства, предохраняющие кран от угона ветром. Основными элементами противоугонных устройств, предназначенных для удержания крана от самопроизвольного перемещения по рельсовому пути под действием ветра, являются рельсовые захваты, при помощи которых краны вручную или автоматически закрепляются на рельсах.
Наиболее распространен ручной клещевой захват, предназначенный для кранов с жесткими ходовыми рамами (рис. 15). Однако такие захваты не предохраняют кран от опрокидывания, а ходовые тележки-от схода с рельсов. При загрязнении рельсов и ослаблении винта захваты скользят по рельсам.

Рис. 17. Противоугонное устройство
1 — упор клиновой; 2-захват полуавтоматической; 3-шека; 4-ось

При местной просадке пути, так же как и при динамической перегрузке кранов типов КБ и МСК, ходовые тележки крана часто незначительно (на величину реборды ходового колеса) отрываются от рельсов, в связи с чем тележка может развернуться по отношению к вертикальной оси. На кранах, где не все четыре флюгера прикреплены тягами к ходовой раме (МСК-10-12, МСК-7-25 и др.), такой же разворот возможен и с одним из флюгеров. В обоих случаях это приводит к сходу крана с рельсов и даже к его падению. Поэтому для таких кранов предусмотрены рельсовые захваты тискового типа (рис. 16), губки которых постоянно подведены под головку рельса. Рельсовый захват устанавливают в центре ходовой тележки, между колесами.

Серьезным недостатком рельсовых захватов тискового типа является их непригодность для использования на подкрановых путях с рельсами, состыкованными стандартными железнодорожными накладками.

Для соединения рельсов на путях под краны типов КБ и МСК до 1974 г. применяли нестандартные стыковые накладки- зажимы, которые не обеспечивают надежной работы рельсового стыка и приводят к авариям.

С 1974 г. все вновь выпускаемые башенные краны, а также и ранее выпущенные краны оснащают новыми центральными полуавтоматическими захватами конструкции ЦНИИОМТП Госстроя СССР (рис. 17), называемыми противоугонным . устройством.

Противоугонное устройство, состоящее из рельсового захвата и клинового упора, предназначено для удержания башенного крана от перемещения под действием ветра в нерабочем состоянии, предотвращения схода с рельсов ходовых тележек при случайной просадке рельсового пути и опрокидывания крана при действии случайных внезапно приложенных и ударных динамических нагрузок, являющихся аварийными.

Противоугонное устройство (см. рис. 17) представляет собой клиновой упор 1 и рельсовый захват 2, которые монтируют на

— тележке крана. Захват состоит из двух шарнирно-сочле- ненных прТпомощи оси 4 щек 3. Захват устанавливают в гнеЗДе памы ходовой тележки без ее переделки.

Р При движении крана щеки рельсового захвата, наезжая на рель- „Хпчпки в месте стыка, свободно раскрываются и не препятствуют движению; после прохождения накладки щеки ено-

При попытке отрыва ходовой тележки от рельса рельсовый захват автоматически зажимает головку рельса за счет специальной геометрии щек и удерживает кран от опрокидывания, а ходовые тележки-от разворота.

Клиновые упоры позволяют закрепить кран от угона ветром в нерабочем состоянии в любом месте рельсового пути. Для этого устанавливают упоры под ходовые колеса тележек крана (по два упора с каждой стороны).

При действии на кран ветровой нагрузки ходовые колеса тележек наезжают на клиновые упоры и движение крана прекращается, при этом клиновые упоры работают совместно с рельсовыми захватами.
В рабочем состоянии крана клиновые упоры укладывают на верхних площадках рам ходовых тележек (упоры соединены цепочками с рамой ходовой тележки).

При уходе с крана машинист должен установить клиновые упоры под ходовые колеса крана. Перед началом работы машинист должен убрать клиновые упоры из-под ходовых колес крана и уложить их на верхних площадках рам ходовых тележек. По окончании работы кран должен быть установлен таким образом, чтобы рельсовые захваты не находились над стыками рельсов кранового пути.

Работоспособность противоугонного устройства обеспечена при температуре воздуха до — 60СС. Рельсовый захват обеспечивает возможность работы крана на рельсовых путях, где рельсы состыкованы стандартными двухголовыми стыковыми накладками.

4. Опорно-поворотные устройства. В строительных башенных кранах применяют опорно-поворотные устройства (ОПУ) следующих типов: колокол, надеваемый на верх неподвижной колонны или подвешиваемый на подпятнике (рис. 18, а, б), хвостовик, вставленный в опорную часть и опирающийся на пяту (рис. 18,в); хвостовик, опирающийся на промежуточный подпятник и удерживаемый на нижнем конце подшипником (рис. 18,г); опорно-поворотный роликовый или шариковый круг (рис. 18, д’).
Первый тип применяется в кранах с неповоротной колонной и верхним расположением противовеса. Второй, третий и четвертый типы ОПУ применяются в кранах с поворотной колонной

Конструкции вышеуказанных четырех типов ОПУ весьма трудоемки, имеют значительную массу и усложняют демонтаж и перевозку кранов. Поэтому в настоящее время переходят на плоские шариковые или роликовые ОПУ (пятый тип). Эти круги способны воспринимать нагрузки во всех направлениях; они обладают компактностью, меньшей массой, большей надежностью и долговечностью, простотой обслуживания.

Рис. 18. Схемы опорно-поворотных устройств
а-колокол на нсповоротной колонне; б-колокол в нижней части поворотной колонны: e-хвостовнк поворотной колонны с опорой внизу; г-то же, с промежуточной опорой; б-опорный круг

Рис. 19. Кинематические схемы механизмов поворота стрелы кранов СБК-1 (а), БК-2 (б), УБК-5-50 (в), ПБК-750 (г)
1-электродвигатель; 2-тормоз; 3-редуктор; 4-открытые зубчатые передачи; 5 — вертикальный вал; 6-цевочнос колесо; 7-опорно-направляющие ролики; 8-барабан; 9-тяговый канат; 10-поворотный круг;
11-полиспаст; 12-консчный выключатель

По числу рядов шариков или роликов круги бывают однорядные и двухрядные. Двухрядные шариковые круги способны воспринимать большие нагрузки, они более надежны.

Для уменьшения трения между шариками укладывают сепараторные короткие стальные либо пластмассовые втулки. Для смазки в наружной обойме предусмотрены пресс-масленки, которые не должны выступать за наружные цилиндрические поверхности полуобоймы. Для предохранения дорожек качения, шариков (роликов) ОПУ от пыли и влаги, а также предотвращения вытекания масла шариковые круги выполнены с лабиринтными уплотнениями, а роликовые-с кольцевыми манжетами.

  1. Механизм поворота. Поворот вращающейся части крана относительно неподвижной осуществляется в башенных кранах при помощи отдельного механизма, снабженного электродвигателем и тормозом. Этот механизм состоит из ряда передач, соединяющих двигатель с поворотной частью крана. В зависимости от типа и размеров опорно-поворотного устройства первая тихоходная передача механизма поворота выполняется зубчатой, цевочной или канатной (рис. 19).

Кинематическая схема механизма поворота крана СБК-1 приведена на рис. 19, а.

В кране БК-2 (рис. 19,6) вместо червячного редуктора применен редуктор с цилиндрическими шестернями.

Передача вращения от двигателя к поворотной головке помимо шестерен может производиться при помощи лебедки и канатной передачи, которая допускает поворот в одну сторону на 360-450°. Такой механизм поворота установлен, например, на кранах УБК-5-50, ПБК-750 (рис. 19,в, г).

Современные башенные краны серии КБ оснащают унифицированными механизмами поворота одного типоразмера, который имеет несколько исполнений.

Кинематическая схема унифицированного планетарного механизма поворота показана на рис. 20. Планетарная передача позволяет обеспечить высокое передаточное число и сравнительно высокий коэффициент полезного действия при малых габаритах и небольшой массе редуктора. Тормоз механизма поворота оборудован двумя электромагнитами МО-ЮОБ. Для обеспечения плавного торможения и остановки крана тормоз выполнен двухступенчатым. Каждая колодка тормоза управляется индивидуальным электромагнитом. Первая ступень торможения-наложение одной колодки на шкив-осуществляется при работающем электродвигателе и служит для предварительного притормаживания механизма. Вторая ступень торможения, т. е. наложение второй колодки на шкив, выполняется при остановке электродвигателя. Совместная работа обеих колодок позволяет удерживать кран в заданном положении.

На башенных кранах с грузовым моментом более 1600 кН м (160 т-м) устанавливают два механизма поворота.

Рис. 20. Кинематические схемы механизмов поворота с планетарным (а) и с цилиндрическим (б) редукторами

1-тормоз с двумя магнитами; 2-двигатель; 3-солнечная шестерня: -4-зубчатый венец; 5-редуктор; 6-вы- ходная шестерня; 7-водило; 8-сатсллиты; 9-зубчатая муфта

6. Поворотные платформы применяют в кранах с поворотной башней и нижним расположением противовеса в качестве основания для установки башни, двуногой стойки механизмов, балласта и верхней части опорно-поворотного устройства.

На наиболее распространенных башенных кранах серий КБ и МCK применяют плоские поворотные платформы. На рис. 21 показана поворотная платформа башенного крана КБ-401 А. Она состоит из кольцевой рамы 1 коробчатого сечения и приваренных к ней двух боковых 2 и одной задней 3 балок. На боковых балках платформы приварены две трубчатые шпрен- гельные фермы 8, соединенные между собой поперечными связями.

Фермы воспринимают нагрузки, передаваемые во время подъема крана, монтажным подкосом 6 с трехблочной обоймой, а во время работы-двумя телескопическими подкосами 7.

На кронштейнах поворотной платформы установлены грузовая и стреловая лебедки безрамные, блочной конструкции. Они опираются на металлоконструкцию крана в трех точках. Лебедки крепятся к раме четырьмя болтами, два из которых ввинчивают в резьбовые отверстия верхних листов платформы.

 

Рис. 21. Поворотная платформа крана КБ-401 А
1-кольцевая рама; 2-боковая балка; 3-задняя балка; 4-круглая тяга; 5-плоская тяга; б-монтажный подкос; 7 — телескопический подкос; 8 — шпренгельная ферма; 9-механизм выдвижения обоймы; 10-ограждение; 11-площадка обслуживания; 12-шкаф электрооборудования

 

На левой боковой балке платформы размещены шкаф электрооборудования 12 и площадка обслуживания 11 с ограждениями 10.
В хвостовой части платформы укладывают семь железобетонных балластных плит, которые скрепляют тягами 4 при помощи накладки и гаек.
В передней части платформы смонтирован рычажный механизм выдвижения обоймы 9, предназначенный для подращивания промежуточных секций башни.

7. Башни. Отличительной особенностью башенных кранов является высокая башня, поддерживающая стрелу крана на необходимой высоте,’ которая меняется в зависимости от назначения крана. Башня не только обеспечивает необходимую высоту подвеса стрелы и вместе с этим высоту подъема груза, но и воспринимает усилия и изгибающие моменты от массы груза, массы стрелы, противовеса, давления ветра и пр.

Различают башни: 1) по виду соединения со стрелой-неповоротная с верхним противовесом, поворотная с верхним и нижним противовесами; 2) по конструктивной форме-перемениой высоты (телескопическая и складывающаяся, подращиваемая снизу, подращиваемая сверху), постоянной высоты; 3) по виду конструкции-сплошностенчатая из листа или трубы, решетчатая из гнутых профилей, уголка, труб, комбинированная.
На рис. 22 показаны различные схемы конструкций башен.

8. Стрелы предназначены для удерживания груза на определенном расстоянии от оси башни крана. Чем больше длина стрелы, тем больше может быть вылет крюка, тем дальше можно положить груз от оси башни, и вследствие этого кран может обслужить большую ширину здания. Особое преимущество имеют башенные краны с длинными стрелами при обслуживании здания, имеющего Г- или П-образную форму в плане, а также если краны выполнены в приставном или самоподъемном варианте.

Рис. 22. Схемы конструкций башен
а-поворотная трубчатая с нижним противовесом; б. в-неповоротная решетчатая с верхним противовесом; г-неповоротная решетчатая с верхним противовесом, телескопическая; d-нсповоротная решетчатая с верхним противовесом, подращиваемая снизу; е-неповоротная решетчатая с верхним противовесом, подращиваемая сверху; ок:-поворотная решетчатая из труб с нижним противовесом, телескопическая, подращиваемая снизу (крана КБ-405-2): 1 -подкос; 2-люлька; 3-портал; 4-секция; 5-механизм выдвижения кабины; 6-секция верхняя; 7-блоки грузового каната; 8-распорка; 9-оттяжка; /0-блоки стрелового расчала; Л-оголовок; 12-монтажная стойка

В зависимости от способа изменения вылета крюка краны делят на две группы: с подъем- ной стрелой (рис. 23) и с балочной стрелой (рис. 24).
Балочные стрелы (см. рис. 24) большей частью выполняют одноподвесными. Двухподвесная и многоподвесная стрелы получили распространение на’ современных кранах только’ с большими вылетами крюка, превышающими 45-50 м.

Рис. 23 Подъемные стрелы
а-типы подъемных стрел: 1, 5, 6, 7 — прямые; 2-4, 8,9 — консольные; 3 шарнирно- сочлененная; б — поперечное сечение стрел: 1 — прямоугольное трубчатое; 2 — прямоугольное угловое; 3 — треугольное уголковое

Иногда применяют молотовидные стрелы, хотя по массе они несколько и уступают подвесным стрелам. Их преимущество — в простоте расчетной и конструктивной схем, для ряда кранов их легко посекционно унифицировать, одновременно уменьшая площади поперечных сечений к головке стрелы.

Шарнирно-сочлененная стрела позволяет строить основную часть сооружения, используя большой вылет, а высотную часть-с изогнутой стрелой, на верхней части которой сохраняется движение грузовой тележки. По такой схеме выполнены стрелы отечественного крана КБк-250.

Наибольшее распространение получили прямые подъемные стрелы, стреловой расчал которых прикреплен к оси блоков на головке стрелы. Такне стрелы применяют на отечественных и зарубежных кранах. При этом стреловой расчал соединен непосредственно с оголовком башни сектором или стойкой, шарнирно закрепленными наверху башни.

Другой разновидностью является консольная подъемная стрела. Она прикреплена к смещенному назад оголовку, вследствие чего можно получить минимальный вылет, равный нулю, и при помощи стрелы вести наращивание башни крана. Вылет на этом кране в рабочем положении изменяют при помощи гидроцилиндров.

Рис. 24. Балочные стрелы

a-типы балочных стрел: 1-двухподвесная: 2-молоювидная; 3 шарнирно-сочлененная: 4. 5. 7-одноподвссныс; 6 — многоподвесная; б- поперечные сечения балочных стрел:1-с верхним поясом и раскосами из груб и нижним поясом из уголков; 2-пояса коробчатые, раскосы из груб; 3-пояса и раскосы из труб

В некоторых случаях для увеличения высоты подъема или вылета и более рационального использования подстрелового пространства на подъемных стрелах устанавливают гуськи.

9. Грузовые тележки (рис. 25 и 26) применяют на кранах с балочными стрелами, они предназначаются для подъема и горизонтального перемещения груза вдоль стрелы.
Рамы тележки снабжены предохранительными скобами, при помощи которых тележка удерживается на монорельсе в случае поломки осей опорных роликов.

На тележках имеются ограничители высоты подъема крюка, которые состоят из системы рычагов, воздействующих через специальный канатик на конечный выключатель механизма подъема груза. Тележки снабжают специальными линейками, которые при соприкосновении с выключателями, установленными на стреле, разрывают цепь, питающую током электродвигатель лебедки передвижения тележки, и тем самым фиксируют крайние положения тележки. На тележках предусматривают проушины, которые позволяют закрепить тележку на конце стрелы, когда она поставлена в наклонное положение. Механизм передвижения тележки состоит из тяговой лебедки, устанавливаемой на противовесной консоли или на портале башни, или у корневой части стрелы, канатной передачи и направляющих блоков.

Рис.25. Грузовая тележка крана М-3-5-5

10. Крюковые подвески (рис. 27) являются грузозахватным органом крана и служат для подвешивания груза к грузовому канату.

Подвески бывают одно-, двух- и трехосные.Крюковая подвеска состоит из двух щек, между которыми на неподвижных осях вращаются блоки. В нижней части щек траверсой закреплен крюк. Крюк-очень ответственная деталь. Поломка крюка вызывает падение груза. Поэтому размеры крюка и материал, из которого он изготовлен, должны точно соответствовать установленному стандарту.

Применение крюков, не имеющих клейма и паспорта, не разрешается.
На рис. 27, а показана крюковая подвеска одноосная.

Хвостовик крюка проходит через траверсу 2, закрепляемую в щеках обоймы 3. В траверсе крюк удерживается гайкой, навернутой на резьбу хвостовика и предохраняемой от самоотвинчивания планкой и болтом. Между гайкой и траверсой на хвостовике крюка устанавливают упорный шарикоподшипник, обеспечивающий свободное вращение крюка в траверсе. Блок обоймы 4 вращается вокруг оси 6, удерживаемой в щеках обоймы оседсржателями.

Двух- и трехосные подвески показаны на рис. 27,6, в. Массу крюковых подвесок подбирают так, чтобы обеспечить их опускание без груза на крюке. Подвеска должна своей массой вытягивать грузовой канат, сматываемый с барабана лебедки. С этой целью на щеки подвесок иногда навешивают дополнительные грузы (см. рис. 27, а).

Рис. 26. Грузовая тележка крана КБ-403А

1-рама; 2-балансирные опорные катки; 3-блоки грузовые; 4 — ограничитель высоты подъема крюка

  1. Грузовые и стреловые лебедки. Грузовые лебедки башенных кранов предназначены для подъема (опускания) грузов с рабочими и посадочными скоростями, предусмотренными в технической характеристике кранов.

Грузовые лебедки отличаются по конструкции, числу рабочих скоростей, типу привода, роду тока, схеме изменения (регулирования) скоростей и др.

Ниже рассматриваются конструкции наиболее распространенных лебедок, применяемых на башенных кранах.

Грузовая лебедка крана БКСМ-5-5-А показана на рис. 28, а.

 

Рис. 27. Крюковые подвески

а-одноосные: 1-крюк; 2-травсрса; 3-щеткиобоймы; б-двухосная; в-трехосная с крана С-981А (КБ-3006)

Грузовые лебедки кранов МСК-3-5-20 и МСК-5-20 выполнены одинаковыми (рис. 28,6).

Грузовая лебедка такой конструкции, в отличие от рассмотренной, имеет две скорости подъема и три скорости опускания груза, что позволяет точно и быстро устанавливать монтируемые краном элементы.

При подъеме груза первая скорость получается при работе одного двигателя и вторая-при работе обоих двигателей в одном направлении. При опускании груза первая скорость получается, когда включают оба двигателя в разных направлениях (это наименьшая скорость); вторая-когда включают один двигатель (это средняя скорость); третья-когда включают оба двигателя в одном направлении (это наивысшая скорость).

Краны серии КБ оснащены унифицированными лебедками Л-150, Л-450, Л-500 и Л-600. Одни и те же лебедки на разных кранах могут выполнять функцию как грузовых, так и стреловых лебедок.

Все лебедки (рис. 28, в, г) имеют три точки опоры, которыми они прикрепляются к металлоконструкциям крана: две опоры имеет редуктор, третьей опорой служит выносная опора барабана.

Рис. 28. Грузовые лебедки башенных кранов

Лебедка Л-450 (рис. 28, в) предназначена для комплектации строительных башенных кранов КБ-16 (как грузовая лебедка) и КБ-60 и КБ-100 (как стреловая лебёдка). Конструкция барабана лебедки предусматривает запасовку двух канатов-грузового и стрелового. Указанная запасовка обеспечивает горизонтальное перемещение груза при изменении вылета крюка.

Лебедка Л-600 (рис. 28, г) используется на кранах КБ-160.2 как грузовая и стреловая. Она выполнена по той же трехопорной схеме, как и Л-450. Она состоит из редуктора, фланцевого электродвпгателя, тормоза, барабана с опорой в сборе, тормозной машины.
Мощные башенные краны для монтажа гидротехнических сооружений, металлургических и химических цехов оснащают многоскоростными грузовыми лебедками. Так, для крана КБ-1425 грузоподъемностью 75 т применяется двухдвигательная многоскоростная лебедка (рнс. 28, й), которая снабжена редуктором со встроенным в него планетарным дифференциалом, конструктивно выполненным аналогично дифференциалу кранов серии МСК.

10. Кабины управления. Башенные краны оснащают кабинами, из которых машинист управляет краном. На некоторых башенных кранах кроме кабин имеются и выносные пульты управления, которые используют, как правило, при монтаже и испытаниях крана.

Для обеспечения комфортных условий работы машинисту в любое время года и в разных климатических условиях кабины выполняют закрытыми и оборудуют так, чтобы машинист мог высокопроизводительно работать в комфортных условиях.
Наиболее распространенные башенные краны серии КБ оснащают навесными унифицированными кабинами. Расположение органов управления краном и контрольных приборов показано на рис. 29.

Командоконтроллеры подъема груза и поворота имеют по три ступени управления двигателем в каждую сторону движения (подъем или спуск груза, поворот вправо или влево).

Командоконтроллеры подъема стрелы и передвижения крана имеют по две ступени управления двигателями на каждое движение. Они подключены таким образом, что направление движения рукояток соответствует выполняемому краном движению.
Кабина башенного крана КБ-iOO.OAC в северном исполнении обеспечивает комфортные условия работы машинисту при температуре наружного воздуха до — 60 °C.
Кабина оборудована удобным вращающимся подрессоренным сиденьем машиниста, регулируемым по высоте и в продольном направлении, системой отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, электростеклоочистителями, солнцезащитным козырьком, спаренными компактными командоаппаратами, шкафом управления, огнетушителем, термосом для питьевой воды, аптечкой и шкафчиком для хранения техдокументации и инструмента.
Система отопления и приточно-вытяжной вентиляции устроена следующим’ образом. На боковых и задней стенах кабины установлены греющие панели типа «Слотерм». Пол кабины двойной. Внутри под обшивкой пола также установлены три греющие панели «Слотерм», которые образуют канал для притока воздуха. Для обогрева стекол.на фонаре кабины установлены три трубчатых электронагревателя ТЭН. Кроме того, для обдува стекол под левым командоаппаратом установлен тепловентилятор.

Рис. 29. Расположение органов управления краном

а-расположение приборов в кабине крана КБ-4015: 1-нагревательные приборы; 2-клеммныс наборы; 5-кнопка линейного контактора; 4-предохранительный блок; 5-розетки; 6-выключателн освещения кабины (верхний) и нагревательного прибора (нижний); 7-указательная панель ОГП; S-блок питания ОГП; 9-указательный пульт анемометра; 10-ограннчнтель и указатель вылета крюка; 11 -вольтметр; 12-выключатель прожектора стрелы; 13-выключатель прожектора флюгеров; 14-выключатель ТЭН; 15. 21 -установка выключателей; 16-аварийный выключатель В1; 17-релсйный блок ОГП; /8-переключатель релейного блока ОГП; 19-предохранитель ОГП; 20-тумблер; б-кабина крана КБ-100.0АС (северное исполнение)

Указанная система обеспечивает перепад температур между полом кабины на уровне ног машиниста и потолком на уровне головы всего 2-3 °C (при допустимой санитарной норме до 16 °C), что создает особый уют и комфорт в кабине при сильных морозах.