Классификация скреперов

Скреперы предназначены для послойного срезания грунта с поверхности разрабатываемых участков, транспортирования его к месту назначения, послойной отсыпки в возводимые сооружения (насыпи и др.), а также для разработки различного рода выемок, выполнения планировочных и других работ. Скреперами разрабатывают самые разнообразные грунты — от песчаных до тяжелых глинистых, включая и мерзлые грунты с предварительным их рыхлением.
В дорожном строительстве скреперы применяются двух типов — прицепные двухосные к двухосным колесным или гусеничными тягачами, включая тракторы, и полуприцепные или самоходные одноосные к одноосным колесным тягачам.
Скреперы классифицируются по способу тяги и мощности, вместимости ковша, типу управления, способу разгрузки, количеству осей.
По способу тяги скреперы подразделяются на прицепные и полуприцепные.
Прицепные скреперы работают в агрегате с базовыми гусеничными или нневмоколесными тракторами и используются для дальности возки грунта от 100 до 1000 м. При необходимости транспортирования грунта свыше 1 км прицепные скреперы уступают в рентабельности автомобилям-самосвалам, загружаемым экскаваторами. При дальности транспортирования менее чем на 100 м прицепные скреперы тем более не оправдывают себя. В этих случаях целесообразнее применять бульдозеры.
Полуприцепные и самоходные скреперы работают в агрегате с базовыми пневмоколесными тягачами (скреперы, агрегатируемые с тягачами, условно называют «самоходными скреперами») и используются для дальности возки грунта от 300 до 3000 м. При дальности транспортирования грунта менее 300 м применение таких скреперов нерентабельно.
По ходовой части скреперы подразделяются на машины с гусеничной тягой и с колесной тягой.
По вместимости ковша скреперы бывают: малой вместимости — до 3,2 — 4,5 м³, средней вместимости — 6,3 — 8,0 м³ , большой вместимости — 10,0 — 25,0 м³ и свыше. (Предусматривается выпуск самоходных скреперов с ковшом вместимостью до 40 м³.)
По мощности двигателя (одного или нескольких) скреперы подразделяются на машины малой мощности (до 114 кВт), средней мощности (114-190 кВт) и большой мощности (свыше 190 кВт).

Таблица 4.1

Показатели

 

ДЗ-33

(ДЗ-ЗЗА)

ДЗ-111

(ДЗ-111А)

ДЗ-12АДЗ-20Б,

ДЗ-20В

ДЗ-77А

ДЗ-77С

ДЗ-79

 

ДЗ-80
Вместимость ковша скрепера, м³34,56781525
Тип базового трактораДТ-75-С2Т4АПТ-100МЗТ-130.1.Т-2Т-130.1.Т-2Т-330ДТ-500
Мощность трактора, кВт55,295,879117,8117,8243368
Максимальная глубина резания, мм 200200250320300350350400
Ширина захвата, мм2100245426202620271830363650
Управление рабочими органамиГидравлическоеКанатно-блочноеГидравлическоеЭлектрогидравлическое
Тип лебёдки или насосаНШ-46НШ-46ДЗ-10А (Д-323А)НШ-98НШ-98НШ-250НШ-250
Число гидроцилиндров привода255222
Низшая точка скрепера в транспортном положении, мм300400500610500
Колея колес скрепера, мм:
передних10001300.1650160015102 2002 600
задних1 70019852 0502 1002 0002 4002 600
База колес, мм4 0004 5305 4505 6006 2008 0009 000
Габаритные размеры, мм

длина с тягачом

10 3401148012 80013 04013 66017 00020 750
без тягача6 8007 4258 5508 7859 7201160014 000
ширина2 4002 8763 1003 1383 0783 5604 435
высота19804 8003 1002 5602 6803 6004 200
Масса скрепера, кг:
без тягача2 7004 8006 7007 00010 50017 00027 500
с тягачом8 35013 50017 80020 90022 00046 00062 500

разгрузка скреперов
Рис. 4.1. Способы разгрузки скреперов:
1 — заслонка; 2 — ковш; 3 — подножевая плита с режущими ножами; 4 — разгружающий узел

По типу управления скреперы бывают с механическим (канатно-блочным) управлением и с гидравлическим управлением.
По способу загрузки ковша скреперы могут быть с загрузкой от силы тяги базового трактора или тягача скрепера; с загрузкой от элеваторного устройства, смонтированного на скрепере. (Преимущественное применение имеют скреперы с загрузкой ковша от силы тяги базового трактора или тягача.)
По способу разгрузки грунта из ковша скреперы подразделяются: со свободной (самосвальной) разгрузкой опрокидыванием ковша вперед (рис. 4.1, д) или назад (рис 4.1, б) по ходу движения скрепера; с полупринудительной передней разгрузкой (рис. 4.1, в); с полупринудительной донной разгрузкой (рис. 4.1, г); с принудительной разгрузкой (рис. 4.1, д).
При свободной разгрузке ковш 1 скрепера с откинутой заслонкой 3 опрокидывается вперед или назад по ходу движения машины, при этом грунт под действием собственной тяжести высыпается из ковша. Переувлажненные и липкие грунты при загрузке налипают на днище и стенки ковша, что сказывается на его опорожнении — грунт из ковша выгружается не полностью, а это снижает производительность скрепера.
При полупринудительной передней разгрузке днище и задняя стенка ковша, представляющие собой общий узел 4 (сборочную единицу), опрокидываются вперед по ходу движения машины. Опрокидывание ковша в этом случае происходит относительно шарнира, укрепленного в верхней части подвижной плиты 3 ковша. При поднятой заслонке и опрокидывании днища совместно с задней стенкой грунт сначала вытесняется из ковша вперед по ходу движения машины, а в конце разгрузки под действием собственной тяжести ссыпается с днища. При этом способе разгрузки между днищем и задней стенкой ковша грунт может налипать и оставаться в ковше, что отрицательно сказывается на производительности скрепера, хотя и в меньшей степени, чем при свободной разгрузке. 78

ПоказателиДЗ-11ПДЗ-13АДЗ-115ДЗ-67

Мощность базовой

158

265

2×265

638

машины, кВт

 

 

 

 

Максимальная глубина

300

350

350

400

резания, мм

 

 

 

 

Ширина захвата, мм

2820

2926

3000

3800

Толщина отсыпаемого

475

500

500

550

слоя грунта, мм

 

 

 

 

Управление рабочими

Гидравли-

Электрогидравлическое

Гидравли-

органами

ческое

 

 

ческое

Число гидроцилиндров

6

6

6

5

привода

 

 

 

 

Рабочее давление в гид-

10

10

10

14

роприводе, МПа

 

 

 

 

Угол резания ковша,

35

35

35

35

град

 

 

 

 

Дорожный просвет под

475

600

600

650

ножами ковша, мм

 

 

 

 

Максимальная скорость

40

50

50

40

движения, км/ч

 

 

 

 

База в транспортном

6 900

8 200

8 400

10 250

положении, мм

 

 

 

 

Габаритные размеры,

 

 

 

 

мм:

 

 

 

 

длина с базовой ма-

11000

12 800

13 560

16 500

шиной

 

 

 

 

ширина

3 242

3 400

3 600

4 340

высота

3 250

3 600

3 700

4 450

Масса скрепера, кг:

 

 

 

 

без базовой машины

10 000

17 000

23 000

30 000

с базовой машиной

20 000

34 000

40 000

65 000

При полупринудительной донной разгрузке днище и задняя стенка, подвешенные на шарнирах к боковым стенкам ковша, опрокидываются вперед по ходу движения машины. Когда заслонка поднята, грунт сначала высыпается из передней части ковша, а затем при опрокидывании днища высыпается в проем, который образуется между кромкой днища и подножевой плитой ковша. При этом способе разгрузки незначительная часть грунта все же остается в ковше в углу стыка днища и задней стенки.
Принудительная разгрузка производится, когда поднята заслонка и выдвинута задняя стенка ковша, которая принудительно вытесняет грунт вперед по ходу движения машины. При этом налипший грунт очищается с боковых стенок и днища ковша, вследствие чего ковш скрепера разгружается без остатка даже при разработке переувлажненных липких грунтов.
Преимущество свободной разгрузки — простота конструкции, недостаток — неполная разгрузка ковша, особенно при работе на влажных и вязких грунтах. Свободная разгрузка применяется в скреперах с ковшами небольшой вместимости, а принудительная — в скреперах с ковшами средней и большой вместимости.
По количеству осей скреперы подразделяются на одноосные и двухосные. Преимущественное распространение имеют двухосные скреперы.
Применение скреперов зависит от климатических условий и особенностей района, вида и состояния грунтов, характера земляных сооружений, дальности транспортирования разрабатываемого грунта и объёма работ. Скреперы в основном применяются в районах с относительно коротким зимним периодом и небольшой глубиной промерзания грунта.
Скреперы не следует применять: на заболоченных участках и участках с высоким уровнем грунтовых вод; при разработке сыпучих песков; при разработке тяжелых и мерзлых грунтов без предварительного их рыхления.
Целесообразная дальность транспортирования разрабатываемых скреперами грунтов и эффективность их использования определяются исходя из вместимости ковша и транспортной скорости базовой машины.
Основные виды работ, выполняемых с применением скреперов, -разработка грунтов в выемках и котлованах, сооружение насыпей и дамб, планировка различных площадок.
В табл. 4.1 и 4.2 приведены основные данные по прицепным и самоходным скреперам соответственно.

pedant-mytishchi.ru

Шпатлевка базовая Инженер-Строитель рекомендации использования