Основной задачей организации труда является создание условий обеспечивающих повышение производительности труда, улучшение качества выполняемых работ и снижение себестоимости как на основных так и на вспомогательных операциях.
Дорожно-строительные работы, как правило, выполняются комплектами машин, в которые входят различные машины — кусторезы, рыхлители, бульдозеры, скреперы, грейдеры и др. Для создания комплекта сначала выбирают ведущие машины, которыми экономически целесообразно выполнять основные объёмы земляных работ в конкретных условиях. Затем выбирают вспомогательные машины для выполнения: других работ, входящих в технологический процесс сооружения дороги. В хорошо подобранном комплекте ведущие и вспомогательные машины должны быть увязаны по производительности и создавать систему машин, обеспечивающую заданную проектом организацию работ и высокую их производительность.
Выбранные машины в зависимости от объёма предстоящих работ сводятся в звенья, отряды, колонны. При этом следует стремиться к объединению машин с наименьшим разнообразием их типов. Машины и оборудование подбирают с таким расчётом, чтобы каждый отряд и колонна являлись специализированными и обеспечивали комплексную механизацию производства работ.
Основными технико-экономическими показателями работы дорожных землеройно-транспортных машин являются стоимость единицы продукции или объёма выполненных работ, производительность, выработка на одну машину, на одного рабочего. К показателям работы землеройно-транспортных машин относятся также коэффициент использования их во времени, выработка в физических единицах, расход эксплуатационно-технических материалов (топлива, смазочных, различных технических жидкостей и др.).
Стоимость единицы продукции — отношение стоимости машиносмены работы бульдозера, скрепера, грейдера и других машин к количеству выработанной ими продукции в течение смены.
Производительность машины— фактическое количество продукции, произведенное (выполненное) при определенных условиях данной машиной в единицу времени — в час, смену, месяц, квартал, год.
Выработка на одного рабочего — отношение производительности машины в смену к числу обслуживающих машину рабочих (машиниста и др.).
Выработка — для каждого вида машин имеется свой показатель либо в натуральных показателях (метры кубические, метры квадратные, тонны и т. д.), либо в часах.
Коэффициент использования во времени определяется для различных периодов работы машин — смены, месяца, года. Сменный коэффициент показывает степень использования машин (машины) в течение смены и определяется отношением фактически отработанных машино-часов к общему количеству запланированных машино-часов в нарядах (наряде). Месячные и годовые коэффициенты использования определяются также отношением времени работы к общему времени нахождения машин (машины) в хозяйстве.
Расход топлива и смазочных материалов, отнесенный к единице произведенной машиной или парком машин продукции, является одной из наиболее важных статей для оценки экономичности работы. Стоимость топлива, смазочных и других эксплуатационно-технических материалов составляет значительную долю в общей стоимости машиносмены работы машин.
Себестоимость эксплуатации дорожно-строительных машин включает в себя три группы затрат: единовременные затраты — расходы на доставку машины на строящийся объект, расходы на монтаж машины и её наладку для нормальной эксплуатации; годовые затраты — расходы на амортизацию, в том числе и на капитальный ремонт, на перебазирование внутри строящегося объекта, включая и монтажно-демонтажные работы; текущие эксплуатационные затраты — расходы на топливо, смазочные, эксплуатационно-технические материалы, электроэнергию, текущие ремонты, а также на зарплату машинистов, слесарей, заправщиков и др.
При определении себестоимости годовые затраты, включая амортизацию, перебазирование с объекта на объект, относят к первой группе; текущие эксплуатационные расходы (кроме расходов на зарплату) — к второй группе; заработную плату рабочих — к третьей группе.
Стоимость машино-смены слагается из отдельных затрат, объединяемых в три основные группы: затраты первой группы включают затраты на амортизацию и состоят из расходов на восстановление первоначальной стоимости машин (машины) и на капитальные ремонты; на транспортные расходы (доставка машин в организацию, на балансе которой они будут находиться, расходы на внутриобъектные переброски в течение года); затраты второй группы — затраты на эксплуатационно-технические материалы (топливо, смазочные и др.) и на все виды технических обслуживании; затраты третьей группы — заработную плату, выплачиваемую машинистам и их помощникам, обслуживающим машины и оборудование.
Обязательным условием высокой производительности машин является выполнение подготовительных работ, к которым относятся ряд конкретных мероприятий в зависимости от вида работ и условий их выполнения, как, например, подготовка фронта работ, подготовка машин, проверка их технического состояния, подготовка качественных эксплуатационно-технических материалов и др.
Важнейшим условием эффективной работы является внедрение принципов научной организации труда (НОТ). Научная организация труда — это совокупность усовершенствований в области организации труда на основе достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство. НОТ позволяет наилучшим образом соединить передовую технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует непрерывному росту производительности труда, сохранению здоровья человека, превращению труда в первую жизненную потребность и необходимость.
Научная организация труда включает ряд направлений, неразрывно связанных между собой. Основными из этих направлений являются обеспечение фронта работ и организация рабочего места для машин и рабочих; применение передовых методов труда и способов производства на основе достижений науки и техники и передовых организаций, а также отдельных бригад, звеньев, рабочих; техническая подготовленность средств механизации и безотказность их работы; повышение квалификации рабочих как условие обеспечения высокой производительности и качественных, показателей в сочетании с материальной заинтересованностью; обеспечение и совершенствование санитарно-гигиенических условий труда и техники безопасности.
Кроме перечисленных направлений, составными частями научной организации труда являются также вопросы социологии, психологии и физиологии труда (отношение к труду, к своей профессии и специальности, к предметам и орудиям труда, средствам механизации, взаимоотношение с другими участниками трудового процесса), а также вопросы обучения и технической пропаганды.
В повышении производительности труда и качества выполняемых работ большой движущей силой в современных условиях является социалистическое соревнование с принятием конкретных обязательств по улучшению производственных процессов и перевыполнению норм выработки, лучшему использованию машин, увеличению межремонтных сроков, своевременному техническому обслуживанию, экономии топливосмазочных и других эксплуатационно-технических изделий и материалов, снижению эксплуатационных затрат.
Дорожно-строительные работы, как правило, выполняются комплектами машин, в которые входят различные машины — кусторезы, рыхлители, бульдозеры, скреперы, грейдеры и др. Для создания комплекта сначала выбирают ведущие машины, которыми экономически целесообразно выполнять основные объёмы земляных работ в конкретных условиях. Затем выбирают вспомогательные машины для выполнения: других работ, входящих в технологический процесс сооружения дороги. В хорошо подобранном комплекте ведущие и вспомогательные машины должны быть увязаны по производительности и создавать систему машин, обеспечивающую заданную проектом организацию работ и высокую их производительность.
Выбранные машины в зависимости от объёма предстоящих работ сводятся в звенья, отряды, колонны. При этом следует стремиться к объединению машин с наименьшим разнообразием их типов. Машины и оборудование подбирают с таким расчётом, чтобы каждый отряд и колонна являлись специализированными и обеспечивали комплексную механизацию производства работ.
Основными технико-экономическими показателями работы дорожных землеройно-транспортных машин являются стоимость единицы продукции или объёма выполненных работ, производительность, выработка на одну машину, на одного рабочего. К показателям работы землеройно-транспортных машин относятся также коэффициент использования их во времени, выработка в физических единицах, расход эксплуатационно-технических материалов (топлива, смазочных, различных технических жидкостей и др.).
Стоимость единицы продукции — отношение стоимости машиносмены работы бульдозера, скрепера, грейдера и других машин к количеству выработанной ими продукции в течение смены.
Производительность машины— фактическое количество продукции, произведенное (выполненное) при определенных условиях данной машиной в единицу времени — в час, смену, месяц, квартал, год.
Выработка на одного рабочего — отношение производительности машины в смену к числу обслуживающих машину рабочих (машиниста и др.).
Выработка — для каждого вида машин имеется свой показатель либо в натуральных показателях (метры кубические, метры квадратные, тонны и т. д.), либо в часах.
Коэффициент использования во времени определяется для различных периодов работы машин — смены, месяца, года. Сменный коэффициент показывает степень использования машин (машины) в течение смены и определяется отношением фактически отработанных машино-часов к общему количеству запланированных машино-часов в нарядах (наряде). Месячные и годовые коэффициенты использования определяются также отношением времени работы к общему времени нахождения машин (машины) в хозяйстве.
Расход топлива и смазочных материалов, отнесенный к единице произведенной машиной или парком машин продукции, является одной из наиболее важных статей для оценки экономичности работы. Стоимость топлива, смазочных и других эксплуатационно-технических материалов составляет значительную долю в общей стоимости машиносмены работы машин.
Себестоимость эксплуатации дорожно-строительных машин включает в себя три группы затрат: единовременные затраты — расходы на доставку машины на строящийся объект, расходы на монтаж машины и её наладку для нормальной эксплуатации; годовые затраты — расходы на амортизацию, в том числе и на капитальный ремонт, на перебазирование внутри строящегося объекта, включая и монтажно-демонтажные работы; текущие эксплуатационные затраты — расходы на топливо, смазочные, эксплуатационно-технические материалы, электроэнергию, текущие ремонты, а также на зарплату машинистов, слесарей, заправщиков и др.
При определении себестоимости годовые затраты, включая амортизацию, перебазирование с объекта на объект, относят к первой группе; текущие эксплуатационные расходы (кроме расходов на зарплату) — к второй группе; заработную плату рабочих — к третьей группе.
Стоимость машино-смены слагается из отдельных затрат, объединяемых в три основные группы: затраты первой группы включают затраты на амортизацию и состоят из расходов на восстановление первоначальной стоимости машин (машины) и на капитальные ремонты; на транспортные расходы (доставка машин в организацию, на балансе которой они будут находиться, расходы на внутриобъектные переброски в течение года); затраты второй группы — затраты на эксплуатационно-технические материалы (топливо, смазочные и др.) и на все виды технических обслуживании; затраты третьей группы — заработную плату, выплачиваемую машинистам и их помощникам, обслуживающим машины и оборудование.
Обязательным условием высокой производительности машин является выполнение подготовительных работ, к которым относятся ряд конкретных мероприятий в зависимости от вида работ и условий их выполнения, как, например, подготовка фронта работ, подготовка машин, проверка их технического состояния, подготовка качественных эксплуатационно-технических материалов и др.
Важнейшим условием эффективной работы является внедрение принципов научной организации труда (НОТ). Научная организация труда — это совокупность усовершенствований в области организации труда на основе достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство. НОТ позволяет наилучшим образом соединить передовую технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует непрерывному росту производительности труда, сохранению здоровья человека, превращению труда в первую жизненную потребность и необходимость.
Научная организация труда включает ряд направлений, неразрывно связанных между собой. Основными из этих направлений являются обеспечение фронта работ и организация рабочего места для машин и рабочих; применение передовых методов труда и способов производства на основе достижений науки и техники и передовых организаций, а также отдельных бригад, звеньев, рабочих; техническая подготовленность средств механизации и безотказность их работы; повышение квалификации рабочих как условие обеспечения высокой производительности и качественных, показателей в сочетании с материальной заинтересованностью; обеспечение и совершенствование санитарно-гигиенических условий труда и техники безопасности.
Кроме перечисленных направлений, составными частями научной организации труда являются также вопросы социологии, психологии и физиологии труда (отношение к труду, к своей профессии и специальности, к предметам и орудиям труда, средствам механизации, взаимоотношение с другими участниками трудового процесса), а также вопросы обучения и технической пропаганды.
В повышении производительности труда и качества выполняемых работ большой движущей силой в современных условиях является социалистическое соревнование с принятием конкретных обязательств по улучшению производственных процессов и перевыполнению норм выработки, лучшему использованию машин, увеличению межремонтных сроков, своевременному техническому обслуживанию, экономии топливосмазочных и других эксплуатационно-технических изделий и материалов, снижению эксплуатационных затрат.