Проверка и регулировка гусеничного хода дорожных машин

Ходовая часть дорожных машин работает в исключительно неблагоприятных условиях, постоянно находясь под воздействием абразивной среды, воспринимая также значительные динамические нагрузки, вследствие чего подвергается интенсивному изнашиванию. Значительное влияние на работу ходовой части машин оказывают перепады температуры окружающей среды, поскольку с понижением и повышением наружной температуры меняется также и вязкость масел. Так, например, при наружной температуре —15 °С на преодоление сопротивления на перемещение машин требуется затратить усилие в 2,0—2,6 раза больше, чем при температуре+5 ° С.
Техническое обслуживание гусеничного хода машин включает проверку и крепление подшипников ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, а также проверку и регулировку натяжения гусеничных цепей. У гусеничных машин значительному износу подвержены проушины и пальцы гусениц, особенно при работе на песчаных и супесчаных грунтах. По мере изнашивания гусеничных цепей увеличивается их шаг, что ведет к дополнительным нагрузкам на элементы гусениц и зубья звездочек и усиленному их изнашиванию. Чрезмерное изнашивание гусеничных звеньев ведет к несоответствию шага звеньев и шага звездочек, что вызывает соскакивание гусениц, особенно на поворотах.
Практически при определении провисания гусениц исходят из расстояния между их опорами. Провисание должно находиться в пределах 0,1—0,2 этого расстояния. Разница в длине парных гусениц допускается не более чем 10 % шага звена.
Для определения зазоров в подшипниковых элементах ходовой части гусеничного хода базовых машин (тракторы 3-го, 4-го и 6-го классов) пользуются приспособлением КИ-4850, предназначенным для диагностирования машин средней мощности.
Из-за недостаточного натяжения гусеничных цепей при включении и реверсировании гусеничного хода появляются рывки. Во время движения машин возможно сбегание гусеничных цепей с направляющих или ведущих колес, особенно при разворотах. Чрезмерное натяжение гусеничных цепей вызывает: излишние напряжения в сборочных единицах и деталях гусеничного хода; затраты излишней мощности на передвижение машины; повышенный износ в подшипниках и шарнирных соединениях; заклинивание гусениц; деформацию гусеничных тележек или изгиб полуосей.
В зависимости от вида и типа машин в заводских инструкциях указываются конкретные значения натяжения гусеничных полотен.
Натяжение гусеничной цепи многоопорного рамного хода, (например, у тракторов) проверяют по размеру провисания гусеничного полотна или по высоте, на которую можно поднять ломиком верхнюю ветвь полотна над любым поддерживающим катком. Провисание (номинальное) должно находиться в пределах: 30—60 мм и как исключение до 70 мм для тракторов классов 3-6 и 60-90 мм, но не более 100 мм для более мощных тракторов.
Правильность натяжения гусеничной ленты базовых тракторов Т-130 и ДТ-75М (рис. 7.19) проверяют, приподнимая верхнюю её ветвь над задним поддерживающим роликом. Если провисание будет более 70 мм, необходимо обеспечить требуемую степень натяжения гусеничных лент. 

Проверка натяжения
Рис. 7.19. Проверка натяжения (а) и регулировка натяжения гусеничных лент (б) тракторов:
1 — поддерживающий ролик; 2 — гусеничная лента; 3 — ломик; 4 — гайки стяжных болтов; 5 — ключ

Для равномерного натяжения гусеничных лент, пустив двигатель, подвигают машину вперед и назад, после чего вторично проверяют степень натяжения гусениц. Если натяжение находится в предусмотренных пределах, окончательно производят затяжку стяжных болтов. При выполнении регулировочных работ следят за тем, чтобы регулировочный винт не был вывернут из кронштейна. Положение винта проверяют по зазору между вилкой натяжного колеса и направляющим кронштейном регулировочного винта. Зазор не должен превышать 210 мм.
Натяжение гусеничных лент у тракторов типа Т-130М проверяют по их провисанию на участке между ведущим колесом и задним поддерживающим роликом. В современных условиях натяжение гусеничных лент на тракторах этого типа выполняют посредством специального гидравлического устройства. Усилие для натяжения гусениц достигается в результате нагнетания консистентной смазки в механизм натяжения рычажно-плунжерным шприцем через масленку, установленную в передней части натяжного устройства. Если требуется ослабить натяжение гусеничных лент, необходимо отвернуть на три-четыре оборота пробку, находящуюся в крышке механизма натяжения.
Требуется также обеспечить правильность расположения гусеничных тележек относительно остова трактора. Для этого необходимо, чтобы середина ведущего колеса находилась в одной плоскости с натяжным колесом и осевой линией, проходящей через середины опорных катков. Допускаемое отклонение ±2,5 мм. Зазор между торцами-обода ведущего колеса и внутренними кромками беговых дорожек заднего нижнего опорного катка должен быть не менее 4 мм. Регулировку осуществляют постановкой прокладок в концевом подшипнике бортового редуктора.
Осевой люфт направляющего колеса четырех опорных катков должен находиться в пределах 0,1-0,65 мм (регулировка производится только в заводских условиях во время сборки).
При работе трактора Т-130М с передним навесным оборудованием (корчеватель, корчеватель-собиратель, бульдозер и т. п.) натяжные колеса должны опираться на беговую дорожку гусеницы, а при работе на слабых грунтах или при использовании трактора на транспортных работах натяжное колесо должно быть несколько приподнято над беговой дорожкой. Изменение положения направляющих колес осуществляют поворотом их на 180° (при опорном положении колеса конусный стопор утолщенной частью должен располагаться сверху, при поднятом положении колес — снизу).
Натяжение гусениц у трактора ДТ-75М выполняют, пользуясь в качестве приспособления рейкой и мерной линейкой. При правильном натяжении гусеничных лент расстояние между рейкой, установленной на гусеницы, и гребнем грунтозацепа, должно быть в пределах 30—50 мм.
Если это расстояние превышает указанные пределы, гусеничные ленты подлежат натяжке. Для этого натяжной болт очищают от грунта и грязи, ослабляют контргайку и, вращая регулировочную гайку, добиваются требуемого натяжения гусениц. Если для нормального натяжения не хватает резьбы натяжного болта, у каждой гусеничной ленты удаляют по одному звену. После регулировки затягивают контргайки.