Проверка и регулировка колесного хода дорожных машин

При общем диагностировании ходового механизма в части правильности установки управляемых колес, наличия люфта в креплениях и др. необходимо учитывать износ протектора шин передних колес, что ведет к нарушению требуемого угла их сходимости, затрудняет управление системой, вызывает биение и износ колес.
При диагностировании колесного хода в первую очередь выявляются и устраняются люфты в шкворневых соединениях. Схема замера люфтов в шкворневых соединениях приведена на рис. 7.20.
В процессе диагностирования колесного хода проверяют: углы развала колес, поперечный и продольный наклоны шкворня, схождение колес и обратное схождение на поворотах, зазоры в подшипниках колес и работу тормозов.
Для замера схождения колес применяется универсальная телескопическая линейка КИ-650 (рис. 7.21). Длину устанавливают выдвижением её труб в соответствии с измеряемым расстоянием между колесами. Схождение колес различают номинальное и допускаемое; номинальное должно быть в пределах 4—8 мм, допускаемое — 2—10 мм. Номинальные и допускаемые значения схождения передних колес для каждой машины на пневмоколесном ходу даются в заводских инструкциях.
Для определения всех углов установки (кроме угла схождения) управляемых колес применяют переносный жидкостный прибор типа ГАРО, модель 2182 

Схема замеров люфтов
Рис. 7.20. Схема замеров люфтов шкворня приспособлением ГОСНИТИ:
а — колесо вывешено; б — колесо опущено; А — радиальный зазор; Б — осевой зазор; 1 — индикатор; 2 — домкрат

 Универсальная линейка
Рис. 7.21. Универсальная линейка КИ-650 для замера схождения колес:
1.— подвижная труба; 2 — винт; 3 — шкала; 4 — неподвижная труба; 5 — промежуточная труба; 6 — фиксатор; 7. — удлинитель; 8 — контактный наконечник; 9 — пружина; 10— цепочка

Прибор состоит из ватерпаса с зажимом для крепления на проверяемом колесе и двух измерителей углов поворота колес в виде ящиков, в каждом из которых имеются шкала и стрелка-указатель. Ватерпас имеет два взаимно перпендикулярных уровня со шкалами, а на обратной стороне её — два также взаимно перпендикулярных бесшкальных уровня для установки прибора в горизонтальной плоскости.
Для проверки углов установки управляемых колес машину размещают на горизонтальной площадке. Ватерпас, как правило, закрепляют на ступице колеса. При замере угла развала колес ватерпас поворачивают на шарнирной головке зажима обратной стороной вверх и устанавливают его в горизонтальной плоскости, пользуясь для проверки бесшкальным уровнем, имеющимся на обратной стороне прибора. Затем перекатывают машину наполовину оборота колеса и по шкале уровня, перпендикулярного плоскости колеса, определяют угол развала.
При проверке зазоров в подшипниках передних колес затормаживают задние колеса и приподнимают переднюю ось. После этого осевым перемещением (вручную или ломиком) определяют возможный зазор сначаЛа одного колеса, потом другого. Зазор в 0,1—0,2 мм определяют как бы на ощупь, перемещая поочередно колеса в осевом направлении. Если зазор превышает 0,2 мм, производят регулировку. Для этого снимают крышку ступицы, расшплинтовывают корончатую гайку и затягивают основную гайку до состояния, когда колесо с трудом проворачивается от руки. Затем ослабляют гайку примерно на 1/6 оборота, при этом следят за тем, чтобы прорези на гайке были совмещены с отверстием на оси для зашплинтовки. Убедившись в легкости вращения колеса без заметного осевого перемещения, запшлинтовывают гайку и ставят на место крышку. Таким же, способом регулируют зазоры в подшипниках задних колес скреперов, грейдеров и других машин на пневмоколесном ходу.
Регулировку подшипников каждого колеса выполняют сразу же после проверки зазоров, не опуская колес.
Осевой зазор в подшипниках передних и задних колес проверяют индикатором и специальной подставкой. Установив подставку с закрепленным на ней индикатором, шпиндель которого должен упираться о ступицу проверяемого колеса, перемещают это колесо в осевом направлении. По показанию индикатора определяют осевое перемещение колеса. Показания индикатора будут соответствовать суммарному перемещению цапфы (главным образом за счет зазоров во втулках) и колеса (за счет зазоров в подшипниках). Допустимый зазор в подшипниковом узле переднего колеса 0,5 мм, причем примерно половина падает на зазоры во втулках и половина — на зазоры в подшипниках.
Правильность регулировки проверяют универсальной линейкой. Так как дорожные машины, имеющие колесный ход, работают в исключительно неблагоприятных дорожных условиях, проверка пневматических шин и уход за ними должны быть обязательными и систематическими при выполнении всех видов технического обслуживания. Общие требования по проверке и уходу за пневматическими шинами дорожных машин заключаются в систематическом контроле за внешними повреждениями (порезы, проколы и др.) и требуемым давлением воздуха в них.
Пониженное давление в шинах приводит к увеличению внутреннего трения в них, быстрому перегреву и прежде всего в боковинах покрышек, в результате чего нити корда отслаиваются от резины, рвутся и наступает сначала расслоение резины, а затем полный износ. Повышенное давление увеличивает жесткость шины и приводит к неравномерному их износу, особенно при поворотах, так как происходит перераспределение нагрузки между отдельными шинами.
К основным неисправностям ходовой части, особенно отрицательно сказывающимся на износ шин, относятся: нарушение предусмотренных конструкцией машин углов установки колес, шкворней поворотных цапф, неправильная регулировка тормозов и др.
Давление в шинах проверяют в производственных условиях шинным манометром поршневого типа, а в стационарных — специальным наконечником (типа НИИАТ-45 8).
Передние и задние шины дорожных машин (скреперов, грейдеров и др.), работающие в различных условиях, изнашиваются неравномерно. Для обеспечения равномерности износа шин после каждых 3000— 6000 км пробега колеса меняют местами.