К скреперам с механическим (канатно-блочным) управлением рабочих органов относится ДЗ-12А, работающий в сцепе с трактором Т-100МЗ.
Рис. 4.2. Скрепер ДЗ-12 с канатно-блочным управлением:
1 — дышло; 2, 14 и 16 — колеса; 3 — флюгерные блоки; 4 — направляющие блоки; 5 — передняя рама (хобот) ; 6 — полиспаст подъёма ковша; 7 — полиспаст подъёма передней заслонки; 8 — канат подъёма днища; 9 — шарнир заслонки; 10 — ковш; 11 — шарнир днища; 12 — кронштейн днища; 13 — задняя рама; 15 — буфер; 17- днище; 18 — упряжной шарнир; 19 — нож; 20 — передняя заслонка; 21 — шкворень
Несмотря на то что скреперы с канатно-блочной системой, приводимой в действие посредством фрикционной лебёдки от вала отбора мощности базового трактора, уступают скреперам с гидравлической системой, скрепер ДЗ-12А (рис. 4.2) обладает рядом преимуществ в сравнении с другими скреперами с такой же системой управления рабочими органами.
У скрепера ДЗ-12А значительно улучшена разгрузка ковша вследствие изменения точки подвески днища ковша, наиболее рациональная схема запасовки канатов системы управления, что не только улучшает условия его эксплуатации, но и обеспечивает более продолжительный срок службы канатов. Разгрузка ковша у скрепера полупринудительная с опрокидыванием днища и задней стенки вперед.
Ковш скрепера (рис. 4.3), представляющий собой сварную конструкцию, состоит из двух боковых стенок 2.и 3, которые вместе с соединяющими их поперечными связями образуют жесткую раму. Одной из нижних связей является подножевая плита 4, несущая режущие ножи. Другой нижней связью является поперечина 6, служащая опорой для днища ковша. К этой связи крепятся кронштейны буферного устройства 8. К задней верхней связи 7 привариваются кронштейны задней оси скрепера. В основании рамы ковша крепится ось 9 скрепера. Передняя верхняя связь 5 является несущей конструкцией, на которой закреплены обоймы блока полиспаста подъёма днища ковша и заслонки. На передней (средней) связи 1 закреплены нижняя обойма блоков полиспаста подъёма ковша и транспортные подвески для соединения ковша с дышлом при передвижении на большие расстояния.
Рис. 4.3. Ковш скрепера ДЗ-12А
Рис. 4.4. Днище скрепера (опрокидное ДЗ-12А)
К подножевой плите крепятся ножи: два крайних, один (или несколько) средний. Средний нож для уменьшения усилий резания грунта устанавливают так, что он несколько выступает вперед относительно крайних ножей и выполнен с двумя рядами пазовых отверстий для их крепления, чем регулируется выступ кромки ножа.
Днище 1 и задняя стенка ковша 5 (рис. 4.4), выполненные в виде общего сварного узла, установлены на двух подвесках (тягах) 2 и 4 (внешней и внутренней). Подвески имеют шкворень 3. Поворот (опрокидывание) днища при разгрузке грунта осуществляется полиспастом канатно-блочной системы относительно шарниров, -имеющихся на боковых стенках ковша.
Рис. 4.5. Заслонка ковша скрепера ДЗ-12А
Заслонка ковша (рис. 4.5) предназначена для регулирования ширины щели при резании и наборе грунта. При закрытом положении заслонка удерживает грунт в ковше во время транспортирования к месту разгрузки. Заслонка состоит из: корпуса 1, двух боковых стенок 2 и передней стенки 4. Боковые стенки плоские, передняя стенка полукруглой формы, стенки изготовлены из листовой стали.
К боковым стенкам заслонки приварены два рычага 3, проушины которых прикреплены к уголкам боковых стенок ковша. В средней верхней части заслонки приварена обойма блока полиспаста 5, посредством которого корпус заслонки поднимается при выгрузке грунта из ковша.
Передняя рама-дышло (рис. 4,6) состоит из: хобота 3, поперечной трубы 7, к которой приварены боковые тяги 6. В верхней части передней рамы приварена стойка 4, на которой установлена верхняя обойма 5 полиспаста канатного привода. В передней части приварены кронштейны 8 и 9 флюгерных блоков, а также кронштейны 2 направляющих блоков и стойка 4 с верхней обоймой блоков полиспаста 5 подъёма ковша. Посредством опорного фланца 1 рама-дышло соединяется с передней осью скрепера.
Передняя ось (рис. 4.7) сварной конструкции имеет Т-образную форму с раскосами 4. На концах передней оси 2 укреплены две полуоси, на которых размещаются колеса, а на средней части — шаровая опора 1 в гнёзде 3. На переднем конце оси к вилке 5 прикреплена прицепная серьга 6.
Рис. 4.6. Передняя рама-дышло скрепера ДЗ-12А
Рис. 4.7. Передняя ось скрепера ДЗ-12А
Рис. 4.8. Схема канатно-блочной системы скрепера ДЗ-12А
Ходовая часть скрейера состоит из двух передних и четырех задних колес (по два колеса на каждой полуоси). На колеса скрепера устанавливают пневмошины 12.00-20.
Управление скрепером обеспечивается посредством двухбарабанной лебёдки ДЗ-10А (Д-323) (см. рис. 2.5 и 2.6) и двухканатной блочной системы (рис. 4.8). Каждый из двух канатов канатно-блочной системы независимо друг от друга приводится от двух барабанов 7 лебёдки, установленной на задней части базисного трактора. Одни концы канатов закреплены на барабанах лебёдки, а другие — на соответствующих частях скрепера, связанных с днищем ковша, заслонкой ковша и другими узлами.
Канаты, сойдя с барабана 7, проходят между направляющими роликами 8 и огибают приёмные блоки 9, установленные в поворотной обойме. Эти ролики и блоки обеспечивают надежное направление канатов с барабанов лебёдки к узлам скрепера при перемещении по неровной местности и на поворотах. Правый по ходу канат, огибая блоки неподвижной 10 и подвижной 20 обойм, образует восьмикратный полиспаст подъёма-опускания ковша. Подъём-опускание ковша обеспечивается вследствие того, что подвижная обойма 20 шарнирно присоединена к проушинам передней поперечной связи .5 ковша. Левый по ходу канат предназначен для подъёма-опускания заслонки 3 и опрокидывания днища 18. Этот канат, обогнув блоки неподвижной 11 и подвижной 19 обойм, образует двукратный полиспаст подъёма-опускания заслонки и далее, обогнув направляющие блоки 74, на блоках 75 подвижных обойм образует также двукратный полиспат подъёма-опускания днища. При этом обоймы блоков 15 полиспаста перемещаются по поперечным направляющим 4, установленным сверху на боковых стенках ковша. Обоймы блоков 75 соединены с петлями 17 днища посредством опрокидывающих канатов, огибающих блок 16.
Вследствие того что заслонка ковша (независимо от того, загружен ковш или нет) всегда легче днища, при намотке каната на барабан сначала поднимается заслонка и уже потом после подъёма обоймы 19 до ее упора в обойму 77 — подъём днища. Наоборот, при отключенном от привода и расторможенном барабане под действием силы тяжести в первую очередь возвращается в исходное положение днище, во вторую — заслонка.
Во время работы канаты системы изнашиваются и требуют замены. Наиболее интенсивный износ возникает на участке между барабанами 7 и блоками Р. Изношенный канат в соответствии с требованиями техники безопасности должен быть заменен новым. Для уменьшения длины заменяемого каната и сокращения при этом времени простоя применяют катушки 12 и 13 с запасами каната.
Скрепер имеет механизм автоматического подъёма заслонки. Он состоит из вспомогательного каната 6, один конец которого закреплен на заслонке 3, а другой, огибая блок 2, установленный на тяговой раме 1, закреплен на передней поперечной связи 5 ковша. При опускании ковша для загрузки канат б перетягивается по блоку 2 и поднимает заслонку 3. Чем больше ковш будет опускаться вниз и заглубляться в грунт, тем выше будет подниматься заслонка. Высоту подъёма заслонки регулируют длиной вспомогательного каната; укорачивая или удлиняя канат, увеличивают или уменьшают высоту подъёма заслонки. Опускается заслонка под действием собственной тяжести при подъёме ковша после его заполнения.
Управление операциями скрепера ДЗ-12А осуществляется а такой последовательности. Перед набором грунта необходимо растормозить правый барабан лебёдки, в результате чего ковш под действием собственного веса будет опускаться вниз, а его передняя заслонка подниматься вверх. При движении скрепера вперед ковш будет наполняться грунтом. По мере наполнения ковша необходимо уменьшить глубину резания, так как не исключена возможность перегрузки двигателя трактора. При этом ковш вследствие включения рычага правого барабана лебёдки (рычаг поворачивают легкими толчками и сразу же возвращают в нейтральное положение) постепенно наполняется грунтом и соответственно поднимается до транспортного положения. После наполнения ковша необходимо включить фрикцион правого барабана лебёдки, предварительно опустив заслонку, и поднять ковш в транспортное положение.
Разгрузка ковша осуществляется полупринудительным способом — опрокидыванием днища и задней стенки. Для выгрузки грунта из ковша необходимо, растормаживая правый барабан лебёдки, опустить ковш до требуемого положения в зависимости от толщины слоя отсыпаемого грунта, а затем включить левый фрикцион барабана лебёдки. При этом сначала поднимается заслонка, и грунт, находящийся в ней, высыпается вперед перед ножами ковша. Затем поворачиваются днище и задняя стенка, и грунт высыпается из ковша вниз в щель между подножевой плитой и кромкой днища. Разгрузка грунта обеспечивается благодаря тому, что в конечном опрокинутом положении ковша днище его имеет достаточно большой угол наклона. Выгруженный грунт разравнивается ножами ковша и кромкой опрокинутого днища. При разгрузке ковша сначала открывается передняя заслонка, а затем — днище. Поднять днище ковша, не поднимая заслонки, невозможно.