Топливо, масла, смазочные материалы и технические жидкости

В связи с тем, что большая часть дорожно-строительных машин обладает относительно малой подвижностью и не всегда возвращается на свои базы, заправку и смазывание их приходится выполнять- непосредственно на объектах строительства. Для выполнения указанных работ применяются самоходные и прицепные заправочные и смазочные агрегаты.
Одним из современных заправочных агрегатов является агрегат 03-4795, смонтированный на автомобиле ГАЗ-52-01, принципиальная схема которого приведена на рис. 8.1. Агрегат оборудован цистерной вместимостью 1500 л для воды, баками по 80 л для дизельного масла, бензина, трансмиссионного масла и резервуаром на 20 л для пластических (консистентных) смазок.
В двигателях дорожно-строительных машин применяют два основных вида топлив: дизельное — в дизельных двигателях и бензин — в карбюраторных двигателях..
Топливо для дизельных двигателей. Выпускаются несколько видов дизельных топлив: для быстроходных дизелей (свыше 1000 об/мин) и для тихоходных дизелей (менее 1000 об/мин). Дизельные топлива для быстроходных двигателей состоят из продуктов прямой перегонки нефти с добавкой до 1 % изопропилнитрита, повышающего цетановое число топлива. Промышленностью выпускаются марки дизельных топлив согласно ГОСТ 305—82: А (арктическое для работы двигателей в северных условиях), 3 (зимнее), Л (летнее) и С (специальное для работы двигателей в закрытых помещениях с температурой свыше 0 °С).
Основными показателями дизельных топлив являются цетановое число, находящееся в пределах 40—50 ед.; кинематическая вязкость, при температуре 50 °С равная 2,0—4,0 сСт; температура застывания, колеблющаяся в значительных пределах от —5 до —60 РС; оптимальность или фракционность состава; коксовое число, содержание серы и др.
Цетановое число — показатель времени задержки самовоспламенения топлива. Повышение цетанового числа, с одной стороны, обеспечивает более мягкую работу двигателя, а с другой — ведет к перегреву форсунки и преждевременному выходу из строя.
При недостаточной вязкости дизельные топлива более легко проникают в зазоры плунжерных пар топливных насосов, вследствие чего может быть нарушена дрзировка подачи топлива, соответственно и потеря мощности двигателя. Малая вязкость топлива вызывает приближение факела к форсунке, что ведет к перегреву и деформации топливной аппаратуры. При избыточной вязкости топлива в камеру сгорания могут попадать более крупные его частицы, которые не сгорают полностью, вследствие чего возникает излишний расход топлива, а также появляется нагарообразование, что ускоряет износ двигателя. 

ОЗ-4795
Рис. 8.1. Самоходный топливомаслозаправщик ОЗ-4795:
1 — компрессор (вакуум-насос) ; 2 — ресивер всасывания; 3 — ионовакуумметр для контроля давления и разряжения в отсеках баков; 4 — кран распределения давления или разряжения в отсеках баков; 5 — счетчик жидкости; 6 — фильтр для тонкой очистки дизельного топлива; 7 — кран; 8 — манометр для контроля давления дизельного топлива перед фильтром; 9 — быстродействующая задвижка; 10 — датчик уровня жидкости в цистерне и отсеках бакоп; 11 — кран отсека для дизельного масла; 12 — дыхательный клапан; 13 — поплавковый выключатель вакуума при полном заполнении отсека жидкостью в случае использования вакуума для заправки отсека; 14 — заливная горловина отсека с сетчатым фильтром; 15 — кран отсека для трансмиссионного масла; 16— кран отсека для воды; 17 — кран отсека для бензина; 18 — редукционный клапан на отсеке для бензина; 19 — быстродействующая задвижка; 20, 21, 22, 23 — барабан с самонаматывающимися, шлангами; 24, 25, 26, 27 — раздаточные краны; 28 — насос для дизельного топлива; 29 — бункер солидолонагнетателя; 30 солидолонагнетатель; 31 — кран для соединения полости бункера солидолонагнетателя с атмосферой; 32 — редукционный клапан; 33 — приёмный трубопровод насоса для дизельного топлива; 34 — ресивер нагнетателя; 35 — манометр для контроля давления в ресивере нагнетателя; 36 — кран для распределения сжатого воздуха на солидолонагнетатель или на краны управления боковых баков; 37 — кран управления для создания в отсеках баков давления или разряжения; 38 — фильтр очистки воздуха, поступающего в компрессор

При правильном фракционном составе обеспечиваются благоприятные условия для легкого пуска двигателя, хорошей испаряемости топлива и незначительной задержки его воспламенения, что способствует мягкой и спокойной работе двигателя. Повышенное содержание тяжелых фракций ухудшает качество сгорания топлива, вызывает повышение его расхода и способствует коксообразованию, что увеличивает износ двигателя. Повышенное содержание легких фракций, хотя и создает благоприятные условия для пуска двигателя и равномерного распределения топлива в цилиндрах, однако приводит к увеличению жесткости работы двигателя.
Дизельные топлива должны сгорать без черного дыма и нагарообразований, так как последнее может привести к закупорке сопла форсунки, что в свою очередь ухудшает экономичность работы двигателя и приводит к преждевременному его износу. Величина нагарообразо-ваиия оценивается коксовым числом, которое не должно превышать 0,1 %, хотя для тяжелых топлив это число может достигать 4 %.
К вредным примесям дизельных топлив относятся кислоты, сера, вода, абразивные включения; кислотное число не должно превышать 5 единиц, содержание серы — 0,2 % (допускается до 0,4 %).
Для улучшения состава дизельного топлива промышленностью выпускаются различного рода присадки. Так, присадки из изопрополнитрата поднимают цетановое число топлив на 10—12 пунктов и улучшают эксплуатационные их свойства, особенно для зимних условий. Применяются различные антикоррозионные и другие присадки, включая многофункциональные, улучшающие свойства дизельных топлив.
Для каждого вида топлива в документах (паспорт и др.) в маркировке необходимо указывать содержание в топливе серы, одного из основных показателей качества топлива. Например: А-0,4-55, что указывает содержание серы 0,4 % при температуре застывания — 55 °С.
При необходимости арктическое дизельное топливо А заменяют смесями из керосина и топлив ЗиЛ. Например, топливо А может быть заменено топливом 3 с добавлением к нему тракторного керосина в объёме до 60-80 %. Для замены топлива 3 применяют смесь из 50 % топлива Л и 50 % керосина, а топливо Л из смеси топлива 3 и 2—3 % авиационного масла МК-22.
Для сохранения высокого качества дизельные топлива необходимо хранить в сухих прохладных помещениях. Тара, в которой хранится топливо, должна быть по возможности целиком заполнена и плотно закрыта.
Топливо для карбюраторных двигателей. Для работы карбюраторных двигателей выпускаются следующие марки бензинов: А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. В маркировке бензинов буква А обозначает автомобильный бензин, буква И показывает, что октановое число определяется по исследовательскому методу, цифры обозначают минимально допустимое октановое число.
Автомобильные бензины (за исключением марки АИ-98) подразделяются: на летние для применения с 1 апреля по 1 октября во всех районах, кроме северных и северо-восточных, и в течение всех сезонов в Южных районах; на зимние для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и с 1 октября в остальных районах. В период перехода с летнего сезона на зимний и наоборот допускается применение в течение месяца как зимнего, так и летнего бензинов, а также их смеси. Бензин АИ-98 является всесезонным.
Бензины характеризуются плотностью, вязкостью, поверхностным натяжением, испаряемостью, детонационной стойкостью. Плотность влияет на положение поплавка карбюратора в поплавковой камере, что при замене бензина вызывает необходимость регулировки карбюратора. Вязкость влияет на скорость поступления бензина через жиклеры карбюратора. Изменения вязкости, возникающие при изменении температуры или от других причин, требуют регулировки проходного сечения жиклера. От поверхностного натяжения бензина зависит распыление его в карбюраторе. Чем выше степень поверхностного натяжения бензина, тем медленнее протекает его распыление. Испаряемость влияет на давление насыщенных паров, которые могут вызывать в бензопроводах пробки .из смеси воздуха и частиц бензина, затрудняющих подачу топлива к карбюратору.
Бензины должны обладать определенной детонационной стойкостью, которая характеризует сопротивляемость образованной рабочей смеси к сгоранию без детонации. Наличие избыточной детонации вызывает повышенный износ двигателя. Основные признаки избыточной детонации: наличие металлического стука, перегрев головок цилиндров двигателя, падение мощности двигателя, черный цвет выхлопных газов. Основные причины избыточной детонации: высокая степень сжатия, перегрев и перегрузка двигателя, избыток кислорода в рабочей смеси, опережение зажигания и др. Для предотвращения детонации необходимо выбирать бензин, соответствующий данному типу двигателя.
Для увеличения октанового числа в бензины добавляют этиловые жидкости. Так, например, добавка в бензин 4-8 % антидетонаторов, состоящих в основном из 54 % тетраэтилсвинца и 33 % дибромэтана, повышает октановое число на 10—20 ед.
Бензины должны обладать стабильностью против окисления, образования смол, выпадения осадков, а также не вызывать коррозии металла. В бензинах вследствие испарения из них легких фракций образуются смолы, затрудняющие работу двигателей, а также появляются отложения на стоянках их цилиндров, поршней и др.
Низкая коррозионостойкость бензинов объясняется недослаючной степенью их очистки в заводских условиях. Недопустимо также в бензинах наличие воды даже в виде небольших капель, которые могут замерзнуть, что может привести к закупорке бензопроводов и нарушению работы двигателя.

Для уменьшения вредных действий различного рода примесей необходимо обеспечить правильное хранение бензинов в эксплуатационных условиях — на базах хранения, при транспортировании и заправке.

Моторные масла. Моторные масла подразделяются на масла для дизельных и карбюраторных двигателей.

Масла для дизельных двигателей: М-8В2, М10В2, М-8Г2, М-10Г. М-8Г,М-10Г..

Масла для карбюраторных двигателей: М-8А, M-8B1, М-8В1, М-8Г1 М- 63/10Г1 М-12Г1

Буква М в марке масла обозначает моторное масло; цифры — уровень вязкости при температуре 100 °С; сСт; буква А — предназначено для нефорсированных двигателей; буква Б — для малофорсированных двигателей; буква Г — для высокофорсированных двигателей; буква к — для автомобилей КамАЗ; 3 — означает, что это масло содержит загущенную присадку; индексы 1 — масло предназначено для карбюраторных двигателей, 2 — масло предназначено для дизельных двигателей.

Дизельные масла с вязкостью 8 сСт применяют в северной зоне всесезонно, а в умеренной зоне — зимой; масла с вязкостью 10 сСт — в южной зоне всесезонно, а в умеренной зоне — летом.

Для смазывания двигателей тракторов должны применяться только рекомендуемые заводскими инструкциями масла, так как они подобраны в соответствии с условиями нагрузок и других особенностей, при которых приходится работать машинам.

Трансмиссионные масла. Эти масла предназначены для смазывания механических сцеплений, коробок передач, редукторов, трансмиссий, задних мостов и др.

Для дорожно-строительных машин применяются следующие трансмиссионные масла: ТС -10п, ТСп-14,5,ТЭ -15, ТА -15В, ТС -15К.

Трансмиссионные масла ТСп -14,5,» ТСп -15К,   ТЭп -15   и   ТАп -15В

применяют всесезонно в южной зоне и летом — в умеренной зоне, а масло ТС -Ю применяют всесезонно в северной зоне и зимой — в умеренной зоне. п

Охлаждающие жидкости. К жидкостям, применяемым для охлаждения двигателей, предъявляют следующие требования: низкая температура замерзания, высокая теплоёмкость, стабильность против химического воздействия, малая вязкость взрывобезопасность и огнебезопасность.

К наиболее распространенным охлаждающим жидкостям относится вода, обладающая рядом преимуществ (доступность, дешевизна), но имеющая и значительные недостатки (замерзание при температуре 0 С, что делает невозможным применение её при отрицательных температурах;   увеличение объёма при замерзании, что может приводить к размораживанию системы двигателя; отложение накипи, нарушающей тепловой режим двигателя), В качестве охлаждающих жидкостей применяют антифризы, представляющие собой водные растворы этиленгликоля. Антифризы при нагревании температуры до 60 ° увеличивают свой объём на 6—8 %, что необходимо учитывать при заправке, поэтому системы охлаждения заполняют не полностью. Против отложения накипи охлаждающую жидкость предварительно очищают фильтрованием и добавлением в нее кальцинированной соды.
Для систем охлаждения применяют и другие охлаждающие жидкости: водоглицериновые смеси, имеющие температуру замерзания до —45 °С; тройные смеси, состоящие из воды, спирта и глицерина с температурой замерзания до -35 °С; солевые водные растворы (60 % воды, 32 % хлористого кальция, 8 % хлористого натрия).
В числе охлаждающих жидкостей применяют «Тосол А», «Тосол А-40» и «Тосол А-65», обладающие температурой кипения от 105 до 170 °С и температурой кристаллизации (замерзания) от -40 до -65 °С-
Тормозные жидкости. Тормозные жидкости при работе не должны расслаиваться, вызывать коррозию тормозной системы, размягчение резиновых изделий, терять вязкость при изменении температуры. Эти жидкости должны обладать также смазывающими свойствами, физической и химической стабильностью.
Для дорожно-строительных машин применяют тормозные жидкости: БСК — красного цвета, обладающая высокой смазывающей способностью, предназначенная для работы в любых условиях; «Нева» — желтоватого цвета, предназначенная для применения в любых температурных условиях; ГТЖ — зеленоватого цвета с температурой застывания до —65 °С. Следует иметь в виду, что тормозные жидкости типов «Нева» и ГТЖ-22М огнеопасны и токсичны.
В качестве заменителей указанных тормозных жидкостей может применяться смесь, состоящая из 50 % касторового масла и 50 % ацетона или бутилового спирта либо из 40 % касторового масла и 60 % этилового спирта.
Нельзя применять в качестве тормозных жидкостей моторные масла или смешивать между собой различные составы тормозных жидкостей. Не допускается также повторное применение тормозных жидкостей без предварительной их очистки. Для промывки картеров двигателей применяется состав, состоящий из 90 % керосина или дизельного топлива и 10 % бензола или ацетона. Для заливки термостатов применяется смесь, состоящая из 67 % спирта или этилового эфира и 33 % воды.
Рабочие жидкости для гидросистемы. Для гидросистем , установленных на тракторах для бульдозеров, скреперов и грейдеров, а также на самих машинах, применяют рабочие жидкости, ВМГЗ, МГ-30 и масло АУ, свойства которых, а также требования к ним рассмотрены выше.
Масла и смазки для зубчатых и цепных передач и плоских поверхностей. Выбор смазочных материалов для указанных передач и различных плоских поверхностей зависит от давлений, приходящихся на смазываемые поверхности, и скоростей взаимного их перемещения. Так, например, чем больше нагрузка, приходящаяся на взаимно перемещающиеся поверхности, и меньше скорость взаимного их перемещения, тем больше должна быть вязкость масел.
Для смазывания плоских поверхностей применяются индустриальные масла И-20А, И-ЗОА и И-40А, пластичные смазки — солидолы жировые УС-1 и УС-2, солидолы синтетические, пресс-солидол С и солидол С.
Зубчатые, червячные и цепные передачи конструктивно выполняются открытыми и закрытыми. Для открытых передач применяются пластические смазки, главным образом солидолы синтетические, пресс-солидол С и солидол С, а также солидолы жировые УС-1 и УС-2, а для закрытых — жидкие индустриальные масла.

Таблица 8.1

Диаметр

вала или оси, об/мин

Частота

подшипки- вращения ка, мм

Масла, применяемые при температуре среды
до О-°С от 0 до 60 °С от 60 до 100° С Свыше 100° С
25-50 50-100 100-200 500-1000 1000-3000

3000 и выше

Индустриальное 14А

То же

Индустриальное 14А

Индустриальное 20А или ЗОА    Индустриальное 14А или 20А

 

 

Цилиндровое 3 8 или АКЗп Индустриальное 50А или АКЗп

Индустриальное 20Аили 50А

Цилиндровое 52

АКЗа

Цилиндровое 38 или АКЗп

Таблица 8.2

Рабочая температура, ° С Условия работы

 

Смазки, применяемые при частоте вращения, об/мин
до 1500 свыше 1500
До 65

 

 

От 65 до 90

От 90 до 100

От 100 до 130

 

Малые и средние нагрузки

Большие нагрузки

При всех нагрузках

Тоже

При всех нагрузках и отсутствия влажности

 

Пресс-солидол синтетический С или солидол синтетический С

То же, или смазка синтетическая 1-13с

Смазка синтетическая 1—13с

То же

Смазка универсальная тугоплавкая (УТ-2, консталин)

Смазка синтетическая 1—13с

Тоже

Для смазывания подшипников скольжения применяют как жидкие масла, так и пластичные смазки (в зависимости от конструкции подшипников, диаметров валов и частоты их вращения) .
Из жидких масел применяют индустриальные масла в основном И-14А и И-20А, а из пластичных — синтетические и жировые солидолы.
Для смазывания пластичными смазками при температуре от 0 до 50 °С рекомендуется применять пресс-солидол синтетический С, при температуре от 50 до 70 °С — солидол синтетический С, а при температуре от 70 до 120 ° — солидол жировой УТ-1.
Смазочные материалы для подшипников качения выбирают в зависимости от условия их работы (табл. 8.1 и 8.2).