Вводная часть

ЕНиР

ЕДИНЫЕ НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ,
МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Сборник Е12

СВАЙНЫЕ РАБОТЫ

РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным проектно-технологическим институтом Министерства транспортного строительства (ВПТИтрансстрой) под методическим руководством и при участии Центрального бюро нормативов по труду в строительстве (ЦБНТС) при ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

СОГЛАСОВАНЫ с ЦНИИОМТП.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г. № 43/512/29-50 для обязательного применения на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах.

ВНЕСЕНЫ дополнения и изменения, утвержденные постановлением Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 сентября 1989 г. № 139/327/20-46

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Настоящий Сборник содержит нормы на погружение железобетонных свай-оболочек, железобетонных полых круглых свай, железобетонных, стальных и деревянных свай и шпунтовых ограждений со всеми сопутствующими работами при устройстве всех видов свайных оснований под опоры мостов, гидротехнических сооружений, промышленных и гражданских зданий, а также самостоятельных конструкций (причальных сооружений, подпорных стенок и т.п.). Условия погружения свай оговорены в каждом параграфе в Указаниях по применению норм.
2. Нормы времени и расценки даны в зависимости от фактической длительности погружения свай в грунт, которая определяется пробным погружением 5-20 свай на характерных участках строительной площадки, а также в производственных условиях, в которых будут производиться все свайные работы.
Результаты пробного погружения оформляются актом. Нормирование свайных работ без оформления актов пробного погружения запрещается.
Длительность погружения свай, в том числе погружаемых с подбабком, определяется с момента первого удара молота по свае или с момента включения вибратора до момента полного окончания погружения сваи (до проектной отметки или до получения проектного отказа). Перерывы в работе молота или вибратора, а также время установки и снятия подбабка в замер времени погружения свай не включаются.
При работе с таблицами норм и расценок для пробных свай в расчет должна приниматься средняя длительность погружения пробных свай, получаемая как среднее арифметическое из всех сделанных замеров времени.
Например, требуется определить Нормы времени. и Расценки на погружение железобетонных одиночных свай универсальными рельсовыми копрами с дизельным молотом.
При пробной забивке длительность погружения одной сваи составила для первой сваи 55 мин, для второй — 68 мин, для третьей — 60 мин, для четвертой — 40 мин и для пятой — 43 мин.
Средняя длительность погружения одной сваи равна: (53+68+60+40+43) : 5 = 55 мин.
По § Е12-25, табл. 2, № 5з находим, что при длительности погружения одной сваи до 60 мин Нормы времени. составляет 4,2 человеко-часов, а Расценки — 3-74 руб.
3. Нормами Сборника предусмотрено обеспечение копров с паровоздушными молотами паром или воздухом от специальных установок, обслуживающих только копер.
При обеспечении копра паром или воздухом от магистрального паро- или воздухопроводов из состава звена исключить:
для копра с паровым питанием пом. машиниста копра 4 разр. и для копра с пневматическим питанием для молота — машиниста компрессора 4 разр. с соответствующим пересчетом Нормы времени. и Расценки
Для снабжения молотов сжатым воздухом используются стационарные компрессоры с давлением около 9,8 МПа (10 атм.), производительностью 0,2-1,7 м3/с (10-100 м3/мин) воздуха.
4. Время, затрачиваемое на завозку и перекладку якорей, а также на перемещение плавучих копров к месту работы и обратно, нормами не предусмотрено.
На перемещение и установку плавучего копра к месту работы при расстоянии до 100 м с заводкой якорей принимать Нормы времени. 0,6 машино-часов, на отвод копра по окончании работ с подъёмом якорей, подвозкой их к плавкопру с укладкой на палубе и отвозкой к берегу на расстояние до 100 м — 0,4 машино-часов.
При перемещении копра на расстояние св. 100 м добавлять на каждые последующие 100 м Нормы времени. 0,05 машино-часов.
5. Нормами не учтено время на поднятие пара в котлах до рабочего давления перед началом работ, поддержание его между сменами и выпуск пара по окончании работ.
6. Нормами предусмотрена подноска материалов и приспособлений на расстояние до 15 м, за исключением особо оговоренных случаев.
7. Нормами предусмотрено подтягивание свай к копру на расстояние до 10 м. При подтягивании свай к копру на расстояние св. 10 м на каждые дополнительные 10 м перемещения добавлять (на 1 сваю) Нормы времени. 0,05 машино-часов.
Нормы времени., человеко-часов, определяется умножением Нормы времени., машино-часов, на число рабочих в звене, производящих погружение свай. Расценка определяется умножением полученной Нормы времени., человеко-часов, на среднюю часовую ставку рабочего в звене.
8. Нормами предусмотрена передвижка рельсовых копров на расстояние до 5 м.
Передвижку копров на расстояние св. 5 м следует оплачивать п§ § Е12-80 настоящего Сборника.
9. Добивку ранее погруженных свай после длительного перерыва в работе, когда копер вновь устанавливается, следует нормировать как погружение свай вновь, с уменьшением соответствующих норм времени на 0,3 машино-часов, а при погружении свай гусеничными копрами и копрами на базе автомобильных кранов Нормы времени. копра уменьшается на 0,1 машино-часов. Длительность погружения определяется вновь пробной забивкой.
10. Нормами предусмотрено погружение свай без применения подмыва (за исключением § Е12-36). При применении подмыва в состав звена, обслуживающего копер, необходимо дополнительно включать одного машиниста 3 разр., который обслуживает установку для подмыва с соответствующим увеличением Нормы времени. и Расценки Произвести пробное погружение с подмывом.
11. До начала погружения свай должны быть выполнены все вспомогательные работы, от которых зависит выполнение работ по погружению свай:
планировка площадки на месте забивки свай;
в необходимых случаях установка подмостей;
разбивка и закрепление осей свайных рядов и мест забивки свай;
укладка путей для перемещения рельсовых копров.
12. Для погружения свай применяются универсальные, простые и специальные копры на гусеничном, рельсовом, пневмоколесном ходу и плавучих средствах.
Универсальным копром называется копер с поворотом платформы, рабочим наклоном мачты и изменением ее вылета.
Простым копром называется копер, не имеющий поворота платформы.
Специальным копром называется копер, предназначенный для сооружения свайных оснований специального назначения.
13. Нормами предусмотрено погружение свай и шпунта различными типами молотов и вибропогружателей, а также бурение скважин для буровых свай.
Технические характеристики молотов и вибропогружателей, буровых станков некоторых типов, применяемых на стройках, приводятся в табл. 2-6.
14. Выбор молота для забивки свай и свай-оболочек следует производить исходя из предусмотренной проектом несущей способности сваи или сваи-оболочки и их веса. Необходимая минимальная энергия удара молота, Дж (кгс•м) определяется по формуле

Э = 1,75 а Р,

где Э — энергия удара молота; а — коэффициент, равный 25; Р — несущая способность сваи, указанная в проекте, Н.

Принятый тип молота с расчетной энергией удара Эр должен удовлетворять условию формула
где К — коэффициент, который должен быть не более величин, приведенных в табл. 1;
Q — полная масса молота, кг; q — масса сваи (включая вес наголовника и подбабка), кг;
Эр — расчетная энергия удара молота, Дж (кгс•м).
Для дизель-молотов расчетное значение энергии удара принимается: для штанговых
Эр = 0,4; для трубчатых Эр = 0,9.
На стадии окончания забивки свай высота падения ударной части молота (А) для трубчатых молотов 2,8 м, а для штанговых молотов при массе ударной части 1250, 1800 и 2500 кг — соответственно Н = 1,7; 2 и 2,2 м.

Таблица 1

Значение коэффициента К

Тип молота Коэффициент К при материале свай
железобетон дерево
Трубчатые дизель-молоты и молоты двойного действия 6 5
Молоты одиночного действия и штанговые дизель-молоты 5 3,5
Подвесные молоты 3 2

Примечание. При забивке стального шпунта, а также при погружении свай любого типа с подмывом указанные значения коэффициентов увеличиваются в 1,5 раза (ПР-1).