​ЦСР предлагает создать комиссию при президенте по дерегулированию экономики

Об этом говорится в новом докладе ЦСР.

Система разработки, обсуждения и корректировки законов и подзаконных актов в России пришла в негодность и требует реформ, считают эксперты Центра стратегического развития (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина. По их мнению, основным содержанием должны стать демонтаж норм, тормозящих развитие экономики, и выстраивание алгоритмов, предотвращающих их реставрацию. Для этого в ЦСР предлагают создать в РФ высокоуровневую комиссию по дерегулированию и занять ее организацией системного разбора регуляторных завалов, пишет «Коммерсант».

Доклад ЦСР «Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего» в первой части подробно описывает сложности, с которой сталкиваются буквально все участники экономической деятельности. Авторы констатируют: основными чертами госрегулирования в РФ являются принятие законов как реакция на сиюминутную повестку дня, постоянный рост нормативной базы, скоростное принятие норм и как итог их низкое, вплоть до бессмысленности или неисполнимости, качество.

Эксперты говорят о создании в структуре власти центра дерегулирования — комиссии по дерегулированию (КПД) на уровне президента или правительства — и фиксации его полномочий федеральным законом о КПД либо специальным президентским указом. Авторы предпочитают второй вариант — тогда «в сферу компетенции КПД входят все экономически значимые нормативные акты», включая федеральные законы и акты президента, ЦБ и ненормативные документы.

Основная проблема такого решения в докладе описана как «зависимость результата от способности ответственного секретаря КПД к аппаратному позиционированию» в условиях борьбы за «полномочия с другими органами власти и отраслевыми группами интересов». Глава КПД должен иметь статус не ниже главы управления администрации президента, а в полномочия комиссии предлагается включить право признания нецелесообразными и подлежащими отмене или пересмотру норм и правовых актов и правовых институтов в целом, при этом представление КПД по аналогии с требованиями прокуратуры должны быть обязательны к рассмотрению. Члены комиссии должны будут работать с органами власти над «перечнями НПА в сферах их компетенции, подлежащих пересмотру и (или) отмене», рассматривать предложения отраслевых и деловых ассоциаций и разрешать споры между ведомствами и бизнесом с правом принятия окончательного решения.

Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием «Совета по умному регулированию», который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия «наиболее резонансных комплексных регулирований», внедрение дерегуляторного принципа «one in — Х out» («один за множество»), аудит ведомственных систем оценки административных издержек и «контроль ясности языка правотворчества». Создание «Совета по умному регулированию» предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ. Еще одно направление предлагаемой политики — развитие «доказательного» регулирования с внедрением стандарта доказывания неухудшения условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

На ранних этапах ЦСР предлагает ряд рекомендаций по усилению действующего механизма оценки регулирующего воздействия новых норм (ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и ЦБ и закрытие «обходов» такой оценки, затем — объединение ОРВ, антикоррупционной экспертизы, оценки фактического воздействия и финансово-экономического обоснования проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия «нормативных актов с ограниченным сроком действия», расширить применение регуляторных песочниц для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать единые сроки вступления новых законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза — принять концепцию единой регуляторной политики. Отдельно выделена идея финансовых санкций: предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года.