10 декабря в Музее петербургского авангарда откроется выставка «Военные зарисовки Павла Кондратьева», представляющая графические работы художника Павла Михайловича Кондратьева (1902-1985).

В Музее петербургского авангарда откроется выставка «Военные зарисовки Павла Кондратьева»

10 декабря в Музее петербургского авангарда откроется выставка «Военные зарисовки Павла Кондратьева», представляющая графические работы художника Павла Михайловича Кондратьева (1902-1985). В экспозицию вошли рисунки военных лет из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Павел Кондратьев — ученик сразу трех крупных мастеров русского классического авангарда. В 1923-1925 годах, обучаясь в Высшем художественно-техническом институте (бывшей Академии художеств), он посещал мастерскую М. В. Матюшина. С 1925 года занимался у П. Н. Филонова, входил в коллектив Мастеров аналитического искусства. В 1932 году, не прерывая отношений с Филоновым, перешел к К. С. Малевичу, где под руководством его учеников изучал принципы сезаннизма, кубизма и супрематизма. До войны много занимался книжной графикой.

Летом 1941 года Кондратьева призвали в армию, где он занимался маскировкой самолетов на аэродромах. Зиму 1941-1942 года художник провел в блокадном Ленинграде. В сентябре 1942 года Кондратьев был назначен начальником маскировочной службы Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота и отправлен на передовую в поселок Приютино. В 1944-1945 годах он участвовал в Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях, занимаясь маскировочной работой на освобожденных территориях.

В это время художник делал множество зарисовок как с натуры, так и по памяти.

На выставке демонстрируются 17 набросков этого периода, выполненных на блокнотных листах и бланках немецкой полевой почты. В них отражены подробности суровой военной обстановки, окружавшей художника: грузовики, дороги, разрушенные дома, могилы советских солдат, портреты сослуживцев. Созданные в реалистической манере рисунки Кондратьева являются не только историческими документами эпохи, но также свидетельством неугасающего стремления художника к творчеству.