30 лет работы: как изменилась столичная система соцзащиты

Официально служба социальных работников появилась в России всего 30 лет назад: 23 апреля 1991 года в квалификационный справочник добавили специальности «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе». Сегодня без этой профессии сложно представить жизнь современного города.

«В Москве за 30 лет социальная защита прошла долгий путь к сфере искренней заботы о людях, которая базируется на главных принципах: проактивный и индивидуальный подход в оказании помощи, адресная поддержка и особое внимание к людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. В столичной соцзащите сегодня работают более 40 тысяч человек, которые каждый день помогают москвичам», — говорит руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак.

Сегодня в Москве социальную поддержку получают более четырех миллионов человек, то есть каждый третий житель. А на надомном обслуживании находятся около 120 тысяч горожан. Как социальные работники помогают москвичам и какие истоки у этой службы — в материале mos.ru.

С чего все начиналось

Хотя профессия социального работника и появилась 30 лет назад, она имеет более глубокие корни. Так, первые соцучреждения возникли еще в XVII веке. Постепенно открывались богадельни, воспитательные и работные дома. В начале XIX столетия приказы общественного призрения вели самостоятельную коммерческую деятельность. После революции вышло положение о социальном обеспечении трудящихся. Постепенно сформировалась административная система социального обеспечения

В 1990-е началось создание социальных структур, похожих на современные: появилось законодательство, профильное обучение, изменилась структура самих социальных служб. Расширился и перечень категорий граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи.

«Моя первая профессия была социальный работник, тогда еще не было центров социального обслуживания. Начинали мы в Люблине в маленькой комнатке, бегали по всему району, на что уходило очень много времени. Тогда все только начинало организовываться. Сейчас мы больше времени проводим с подопечными. Сегодня это действительно система помощи людям», — рассказывает Ольга Метлева, специалист по социальной работе отделения социальной диагностики семейного центра «Гармония» в Капотне.

Примерно в то же время в Москве открывались и первые реабилитационные центры. Правда, названия тогда у этих учреждений тоже были другими.

«Когда мы открыли реабилитационный центр в 1993 году, тогда и слово “реабилитация” было новым. Казалось, что в Москве нет людей с инвалидностью, потому что их не видели — все они сидели дома. За эти годы, я считаю, соцзащита приобрела человеческое лицо», — говорит Бэла Сырникова, глава совета директоров реабилитационных центров системы социальной защиты города Москвы.

С 2015 года система соцзащиты все больше модернизируется. Произошло объединение Департамента труда и занятости населения с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, помощь стала более персональной, человекоориентированной.

«В последние годы люди начали получать адресную помощь. Причем не массово, по спискам, а по потребностям. Это самое значимое продвижение. Система становится более совершенной. Для воспитанников реабилитационных центров открываются мастерские, где проходит их обучение, они постоянно находятся в социальной среде», — добавляет Бэла Сырникова.

Кому помогает соцзащита

Услуги социальной защиты могут получить не только люди старшего возраста или москвичи с инвалидностью. В поле зрения работников — многодетные семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безработные и бездомные люди.

Иногда, чтобы узнать, кто нуждается в помощи, достаточно просто пообщаться. Жители одного района могут сами рассказать социальному работнику, что кто-то из их знакомых или соседей оказался в трудной жизненной ситуации.

«Человека, которому нужна помощь, можно встретить прямо на улице. Идешь к своему подопечному, смотришь — бабушка сидит. Спрашиваешь, нужна ли какая-то помощь. Она отвечает, что живет одна, родственников нет, помочь некому. Также мы обзваниваем группы риска. Мы узнаем у одиноких людей, как дела, как самочувствие, и предлагаем помощь. Они могут ответить, что сейчас помощь не нужна, а в следующий раз — что настал момент, когда она уже нужна. Бывает, что пожилые люди боятся обременять собой, говорят: “Ну как я попрошу, мне неудобно, у вас там свои дела”. В таких случаях я всегда улыбаюсь и говорю, что это моя работа», — рассказывает Елена Власова, социальный работник территориального центра социального обслуживания «Тушино».

Жители Москвы могут получить бесплатную психологическую, юридическую и другую адресную помощь. Пожилым людям и инвалидам, находящимся на надомном обслуживании, соцработники покупают продукты, лекарства, убирают квартиры, сопровождают на прогулках и помогают оформить документы. О детях-сиротах и о детях, оставшихся без попечения родителей, заботятся в центрах содействия семейному воспитанию. Их главная цель — найти ребятам новую семью.

Реабилитационные центры помогают своим подопечным развить не только физические, но и социальные навыки. Люди с инвалидностью получают денежные выплаты и льготы, им предоставляют индивидуальные технические средства реабилитации, помогают найти работу.

«У нас много рабочих профессий. Например, мы обучаем садовников и керамистов. Тех, кто не может сюда приезжать, мы обеспечиваем жильем — в среднем человек 90–100 у нас проживают в общежитии. Они получают профессию, учатся социализации. Кроме того, у нас большая мобильная служба — восемь бригад, мы также проводим реабилитацию на дому. Когда мы принимаем на обучение, я ставлю себе цель, чтобы наши подопечные не только вышли в город, не только трудоустроились, но и завели семьи, вели полноценную жизнь. И у них все получается!» — говорит Бэла Сырникова.

Москвичи также могут обратиться к специалистам за бесплатной психологической помощью очно, по телефону или онлайн. Работники социальной защиты проходят психологические тренинги и повышают квалификацию, чтобы помогать людям более профессионально.

«Бывают разные случаи, многое мы как соцработники пропускаем через себя. Кто-то жалуется на свои проблемы, у кого-то что-то случилось, человек делится с нами. Конечно, переживаешь вместе с ним. Поэтому соцработнику нужны некоторые психологические навыки. Мы постоянно проходим обучение, повышение квалификации. Важно уметь и человека успокоить, и самой в панику не впасть, потому что ситуации бывают разные. Это важная часть работы — общение, сочувствие. Нужно быть отзывчивым человеком, чтобы всем эффективно помогать. Потому что принести продукты и уйти можно легко, но пожилым людям нужно больше», — добавляет Елена Власова.

Поэтому в Москве для пожилых людей созданы такие проекты, как «Московское долголетие» и «Мой социальный центр». Они помогают жителям старшего поколения не только получить знания, заняться творчеством и спортом, но и найти новых друзей.

«Работа в социальной сфере — это призвание, осознанный выбор людей, которые, обладая высоким уровнем профессионализма и ответственности, имеют доброе сердце, проявляют сострадание и уважение к людям», — считает Евгений Стружак.