В городе паника – люди не могут передать показания счетчиков за водоснабжение ни через Интернет, ни по телефонам. Одновременно заблокированными оказались 8500 потребителей услуг водоснабжения в Котласе. Все они с 1 октября переведены на расчет по нормативу.
Разве клиент не всегда прав?
Для многих котлашан, вернувшихся из отпусков и со своих дач, это стало большим открытием. Учетная запись на сайте горводоканала в разделе «Прием показаний» лишь информирует: «Вы переведены на норматив в связи с истекшим сроком поверки счетчиков». Люди возмущены: почему нас не предупредили? Но в водоканале уверяют – все лето через газету «Рейтинг» доносили информацию до потребителей.
Если здраво взглянуть на ситуацию, то даже если комуто эта информация и попадалась на глаза, то откуда люди могли знать, что именно у их прибора учета подошел срок поверки? Например, поставщики газа в квитанциях на оплату услуг информируют потребителей о сроках поверки счетчика. И это проявление уважения к своим клиентам. Так почему не могут это сделать в горводоканале? Или муниципальное предприятие работает не для своих потребителей и популярный лозунг «Клиент всегда прав» им неведом?
При этом в ИРЦ сообщили, что разместить такую информацию в платежках вполне реально. Решение за горводоканалом. Ведь ИРЦ отвечает только за техническую сторону вопроса, а «музыку» заказывает само ресурсоснабжающее предприятие.
Чем оборачивается невежество
– Законодательство РФ не налагает обязанность на ресурсоснабжающую организацию разъяснять требования нормативных документов, доносить до каждого потребителя содержание правовых норм, предупреждать о необходимости соблюдения сроков поверки, своевременной замене приборов учета, их поверке и тому подобное, – парирует в адрес потребителей руководитель горводоканала Александр Ерофеевский. И добавляет, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Хотя при этом он признает: «Приобретая прибор учета, потребитель располагает техническим паспортом, в котором указаны сроки его поверки. Информация о них содержится и в актах ввода в эксплуатацию, их регистрации и опломбировании. Один экземпляр данного акта имеется у потребителя услуг, второй – в документации предприятия».
То есть информацией о вводе в эксплуатацию приборов учета горводоканал располагает, но выстраивать нормальные отношения с потребителями и развивать среди них правовую грамотность не желает? Так, может, плохо поставленная работа по разъяснению вопросов коммунального законодательства является одной из причин больших долгов населения за воду?
Кстати, некоторые уверены, что горводоканал поступает так с клиентами, чтобы поправить свое финансовое положение. Ведь практика показывает, что начисления по нормативу значительно отличаются от расчетов по счетчику.
Где раньше были?
Стоит отметить, в счетах за водоснабжение информация о том, что с 1 октября потребители, производящие расчеты по показаниям приборов учета могут быть переведены на норматив, имеется. Но в одних она написана очень мелко, в других – размещена на оборотной стороне квитанции.
А на сайте предприятия она появилась только 10 октября. Потребителей отсылают к постановлению правительства РФ № 776 от 4 сентября 2013 года: «Согласно пункту 49ж, в случае использования приборов учета с истекшим межповерочным интервалом поверки, узел учета считается вышедшим из строя (неисправным)» – гласит текст.
Резонно возникает вопрос: закону четыре года, так почему работу по поверке счетчиков муниципальное предприятие не проводило планомерно, а в одночасье поставило всех своих клиентов в очередь? Зачем специалисты предприятия проводят в квартирах котлашан многочисленные осмотры вместе с УК?
Довели людей до нервного срыва
К вопросу о потребителях, они ведь тоже разные. Не все подкованы в технических и правовых вопросах. Среди позвонивших в «ВК» на прошлой неделе было немало людей преклонного возраста. Они плакали, срывались на крик, просили объяснить, что происходит.
И утверждали, что все сделали вовремя.
– С 13 числа дозвониться не могла, чтобы передать показания. Пошла в контору. Там очередь в два ряда. А когда зашла в кабинет, мне сказали: «Вы сами обязаны следить за счетчиками». Но у меня все в порядке. Почему я должна чтото доказывать? Моей соседке 86 лет,
на улицу не выходит. Ей что делать? Интернета у нас нет, а телефон не берут.
Другая женщина пожаловалась, что сидит дома с грудничком и тоже не может несколько дней передать показания. Ей до водоканала полгорода прошагать надо.
В офисе предприятия объясняют просто: люди идут нескончаемым потоком, и три специалиста, которые работают с населением (принимают показания приборов и обновляют информацию о поверке счетчиков в компьютерной базе), просто не успевают отвечать на звонки.
Кто крайний?
Теперь потребители услуг водоснабжения в Котласе вынуждены стоять в очередях, разделившись на два «лагеря». Одни выстроились к специалистам горводоканала, чтобы документально подтвердить, что их счетчик исправен, поверен и заменен, или передать показания. Другие встали в очередь на его поверку или замену на новый. В нашем городе таких предприятий два: Котласский филиал Архангельского центра стандартизации и МП «ОКиТС». Запись уже на два месяца вперед. Но деваться некуда, ведь только после этого потребители смогут обратно вернуться на расчет по показаниям приборов учета.
Что касается перерасчета, то информация пока противоречивая. В горводоканале утверждают, что его не будет, но по имеющимся у нас данным – если прибор исправен и это подтвердят специалисты, то перерасчет всетаки обязаны произвести. А вот при замене счетчика на это рассчитывать вряд ли придется. Решение принимать должен потребитель.
Такого коммунального беспредела в городе, пожалуй, не бывало…