Исследование: новые московские ларьки оказались невостребованы малым бизнесом

468 лотов на 713 объектов не были разыграны, так как не нашлось желающих их арендовать.

Реформа нестационарной торговли, стартовавшая в столице семь лет назад, подошла к концу. Сейчас, по данным департамента торговли, в столице размещено 9,1 тыс. НТО (включая площадки, на которых возводятся временные конструкции для торговли бахчевыми летом и елками зимой, а также стоят торговые автоматы). Это число принципиально меняться не будет, как и расположение и специализация торговых объектов.

Как констатирует, ссылаясь на данные собственного исследования, РБК, город зачистил площадки у метро и получил рост отчислений в бюджет, но доступными для бизнеса стали ларьки, которые никому не нужны. «Город смотрит на мелкорозничную торговлю как на недоторговлю», —цитирует агентство комментарий владельца торгового дома мороженого «Интерайс-Южное» Сергея Куранова. По его словам, властям намного проще найти общий язык с несколькими сетями, чем с сотнями мелких предпринимателей, поэтому правительство культивирует условия для консолидации рынка в руках крупных игроков.

Больше всего недовольства предпринимателей вызывает даже не скачок цен на привлекательные объекты, а новая схема размещения ларьков и их четкая специализация. Большинство наземных киосков теперь может торговать только определенным видом продукции — мороженым, цветами, выпечкой, овощами и фруктами, печатной продукцией или билетами. При этом, разыгранные на аукционах павильоны распределены по видам деятельности крайне неравномерно: больше половины обновленных киосков предназначено для реализации печатной продукции, около 900 торговых точек отведено под мороженое. Это привело к непропорциональному сокращению количества павильонов, которые торгуют продуктами питания и цветами, считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

«Очевидно, что существующий ассортиментный перечень недостаточен ни для самого бизнеса, ни для потребителей, особенно в тех районах Москвы, где инфраструктура торговли в принципе слабо развита», — утверждает Сергей Селиверстов, заместитель председателя совета московского отделения «Опоры России».

Новый подход привел к тому, что многие ларьки оказались невостребованы. При том что, по информации департамента по конкурентной политике, киоски сначала устанавливаются и только потом разыгрываются. По данным РБК, 468 лотов на 713 объектов не были разыграны, так как не нашлось желающих их арендовать. Больше всего среди них ларьков и стендов «Пресса» — 482 шт. (это 17% от всех НТО такого типа).