ИТ-сервис Казначейства сэкономит треть расходов на бухгалтерию в госорганах

Замруководителя Казначейства Александр Албычев рассказал о
перспективах экономии госсредств на внедрении централизованного сервиса
облачного бухгалтерского учета и отчетности, а также о его особенностях и ходе
реализации проекта.

Экономия на единомбухучете

Сервис облачного бухгалтерского учета и отчетности,создаваемый и разворачиваемый Федеральным казначейством в госорганах на основе госинформсистемы«Электронный бюджет», должен принести государству значительную экономию средств.«Сравнивая те деньги, которые сейчас органами власти совокупно тратятся на развитиеи сопровождение децентрализованных систем, и будущие расходы государства на единуюинформсистему, мы получим эффективность свыше 34%», — сообщил замруководителяКазначейства Александр Албычев наTAdviser SummIT 2018.

Напомним, «Электронный бюджет» представляет собой единую систему управлениягосударственными и муниципальными финансами. Она предназначена для обеспеченияпрозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов и госучреждений,а также для повышения качества их финансового менеджмента. Система создается с2011 г, и по действующим нормативным документам должна быть полностьюразвернута до 2020 г.

Текущее состояниепроекта

По словам Албычева, сервис облачного бухгалтерского учетабудет внедрен Казначейством в 52 федеральных ведомствах (всего их в Россиисвыше 80), а также в их территориальных органах и подведомственных учреждениях,которых насчитывается более 1,5 тыс.

Проект уже реализован в трех пилотных федеральныхгосорганах. С января 2018 г. сервис начали обкатывать в Росаккредитации. Позжек пилоту присоединились Минобрнауки и Минпросвещения. «Сейчас готовимся кпереводу еще 15 органов, — говорит Албычев. — Дальше идем по графику».

albychev600.jpg

Заместитель руководителя Казначейства Александр Албычев

В июне 2018 г. в отношении сервиса была создана службатехподдержки, работающая с 1:00 до 21:00 по Москве. Единый контакт-центр былразвернут во Владимире, что более эффективно для Казначейства с точки зрениязарплат его сотрудников и прочих расходов, чем в столице.

«Проводим обучение в госорганах, — рассказывает Албычев. —По моему мнению, 40% успешности проекта — это правильное обучениепользователей. Порядка 1,3 тыс. сотрудников госорганов пройдут в течениедекабря очное обучение. Дальше будет обучение по всей стране в режиме ВКС — свопросами и ответами, и обычное дистанционное обучение».

Финпроцессы вездеодинаковые

Как отмечает чиновник, в ходе проекта специалистыКазначейства провели обследование всех затрагиваемых 52 госорганов иустановили, что существует пул бюджетных отчетов, которым пользуются все органыбез исключения, несмотря на их отраслевую специфику. И этот пул составляет порядка90% от общего объема отчетности такого рода.

kaznachejstvo_600.jpg

Казначейство развернуло облачный сервис бухучета в трех госорганах, на ближайшей очереди — еще 15

«Эту отчетность мы сконцентрировали в виде аналитическихплатформ в единой системе бизнес-аналитики, — указывает Албычев. — И сделалиэто как сервис для органов власти. Этим сервисом пользуется как бухгалтер, таки руководитель учреждения. Они видят финансово-хозяйственную деятельность — какукрупнено, так и детализировано».

В целом в сервисе бухгалтерского учета все первичныедокументы вносятся и заверяются ЭЦП на стороне госоргана, а Казначействоосуществляет все так называемые бухгалтерские проводки. «Очень важно, что мывыдаем аналитику напрямую из информсистемы, — рассуждает Албычев. — Нет ручногофактора и дополнительной перепроверки отчетности в промежуточных системах.Отчетность сразу формируется из первичных данных. Это очень важно дляпрозрачности и управляемости процессом».

Особенности ипреимущества сервиса

Помимо вышеупомянутой предстоящей экономии средств,Александр Албычев усматривает в отношении сервиса единого бухучета еще ряд преимуществ,и подчеркивает ряд важных особенностей его архитектуры.

В частности, рассматриваемая централизованная системапредставляет собой облачное решение, работу которого обеспечивают два ЦОДаКазначейства. «У нас на сегодня в 1,5 тыс. учреждений развернуто 1,5 тыс.отдельных инсталляций, отдельных программных продуктов, — говорит он. — Это и “1С”,и “Парус”, и “Кварта”, и множество систем других вендоров, которые активно участвовалив создании децентрализованной системы. В итоге получился достаточно серьезныйзоопарк».

При переходе на единое решение, по мнению Албычева, государствополучает отказоустойчивую стабильно работающую модель — с возможностьюавтоматизации бизнес-процессов.

Платформа сервиса бухучета строится на платформе «1С:фреш»,которая позволяет разворачивать работу с «1С:Предприятием» на любых компьютерахчерез интернет. В качестве СУБД для системы используется Posgres Proотечественной компании Postgres Professional. Серверы работают под управлениемОС семейства Linux. Таким образом, заверяет Албычев, для сервиса бухучетазадействован полностью российский стек технологий. «Импортозамещение для насявляется одним из ключевых моментов при развитии информсистем», — добавляет он.

С точки зрения нормативного регулирования проект развиваетсяпо некой единой методологии. «Это нам позволяет в дальнейшем выстраивать единыебизнес-процессы, устанавливать единые KPI и более эффективно управлять всей моделью», — отмечаетАлбычев.

Очевидным для чиновника является и более высокий уровень защитыединой системы. «Информбезопасность “1С” или “Паруса”, работающих наперсональном компьютере, либо в какой-нибудь серверной, и безопасность единогооблачного решения, сделанного по всем правилам и с доступом по технологии TLS,с использованием электронной цифровой подписи, — последняя конечно на головувыше», — уверен Албычев.

Проблемы «Электронногобюджета»

Напомним, создание госинформсистемы «Электронный бюджет», наоснове которого внедряется сервис бухучета, можно считать весьма проблемнымпроектом и «долгостроем». Изначально его концепция подразумевала созданиесистемы с 2011 по 2015 гг., однако в июле 2015 г. премьер-министр России Дмитрий Медведевпродлил проект до 2020г. Правда, отметим, Александр Албычев в тот момент в Казначействе (оно наряду сМинфином выступает оператором системы) еще не работал. Он занял свой пост вавгусте 2017 г.

Бюджет «Электронного бюджета»

Создание «Электронного бюджета» финансируется в рамках масштабнойгоспрограммы «Управление государственными финансами и регулированиефинансовых рынков», в ее нынешнем виде утвержденной Правительством 15апреля 2014 г. Тогда на «Электронный бюджет» было предусмотрено выделитьпорядка 14,85 млрд руб.

Анализ сайта госзакупок показывает, что в разные годы Минфини Казначейство отдавали контракты, связанные с системой, компаниям IBS, «ОТР2000», «Линкс» «Компьютел», «Ланит», «Информзащита», «Онланта», НПО «Криста» идр.