Михаил Хорев: «Я счастливый человек: моя мечта осуществилась при жизни»

Член Союза журналистов России, почетный член общества «Нижегородский краевед», лауреат премии редакции журнала «Советское фото» за 1989 год Михаил Хорев, являющийся одним из инициаторов создания в городе Русского музея фотографии, 24 апреля отметил 75-летний юбилей. Этот человек – кладезь историй и впечатлений. «Патриотам Нижнего» он рассказал о своей деятельности и о том, как он ее оценивает сегодня, с высоты прожитых лет.

Член Союза журналистов России, почетный член общества «Нижегородский краевед», лауреат премии редакции журнала «Советское фото» за 1989 год Михаил Хорев, являющийся одним из инициаторов создания в городе Русского музея фотографии, 24 апреля отметил 75-летний юбилей. Этот человек – кладезь историй и впечатлений. «Патриотам Нижнего» он рассказал о своей деятельности и о том, как он ее оценивает сегодня, с высоты прожитых лет.

– Михаил Михайлович, когда вы начали заниматься фотографией?

– Увлекаться фотографией я стал, глядя на соседа, который старше меня на два года: ему в пятом классе родители купили широкопленочный «Любитель», а потом «Смену». Я наблюдал, как он проявляет и печатает снимки. Все это было мне знакомо еще до того, как я получил в руки фотоаппарат от бабушки: она подарила мне «Смену 2», когда я был в шестом классе. Родители сразу пользоваться им мне не разрешили, сказали, что я должен прочитать соответствующую литературу. На тот момент я был записан в три библиотеки города. Я взял «Книгу юного фотолюбителя» Бунимовича: она была написана простым языком, иллюстрирована. Потом прочитал еще несколько книг. После этого мне доверили фотоаппарат. Консультировался я у соседа. Первые снимки были уже удачные, потому что я знал, какую выдержку поставить и при каком освещении. Снимал все, что вижу, в первую очередь свое окружение, своих близких: отца, братьев, маму, бабушку.

– Когда пришли к осознанию того, что хотите связать жизнь с фотографией?

– После десятого класса где я только ни работал: на стройке, был рабочим сцены, пионервожатым, мастером оптики, электриком, техником-лесоводом… Параллельно сотрудничал внештатно с газетами «Горьковская правда», «Ленинская смена», «Горьковский рабочий», а также начал работать в штате многотиражных и районных изданий: я отдавал туда снимки, писал заметки. Первый снимок был опубликован в 1962 году в «Ленинской смене». В 1961 году организовался городской клуб фотолюбителей, и я вступил в него, участвовал в конкурсах, выставках, где меня отмечали.

Первая газета, где я работал временно в штате, – «Павловский металлист». Мой первый редактор, Михаил Сергеевич Хорошев, пригласил меня, так как в редакции была сложная ситуация: многие из сотрудников были на больничном или в отпуске. Молодые корреспонденты этой газеты собирались поступать в МГУ, а я тогда не испытывал такого желания. Однажды приехал товарищ из Казанского университета и сказал: «Поступай к нам, я за тебя словечко замолвлю». Я не захотел, но через некоторое время после того, как закончил свою деятельность в «Павловском металлисте» (люди, которых я заменял, вернулись), понял, что знаний по журналистике мне не хватает. Особенно хотелось развиваться в фотожурналистике. Я стал готовиться к поступлению в Казанский университет и поступил. Мне было на тот момент 24 года. На втором курсе я перевелся на заочное отделение. Через два года после этого поступил в Горьковское профтехучилище на специальность «фотограф широкого профиля».

Я работал внештатно фотожурналистом и корреспондентом во многих городских, областных и всесоюзных изданиях. Печатался в журналах «Советское фото», «Волга», «Наука и жизнь», «Наука и религия» и других. До этого, еще в юности, участвовал в конкурсе «Знаете ли вы мир прекрасного» и получил диплом, подписанный писателем Константином Симоновым, композитором Тихоном Хренниковым и художником Павлом Кориным. Выдержки из моего эссе в числе других были опубликованы в журнале «Советский Союз».

– Откуда у вас интерес к краеведению?

– На втором курсе университета я пришел в Горьковский архив с целью узнать, когда появилась первая фотография в Нижегородской губернии и кто был первым фотографом. Уже тогда я придумал тему дипломной работы: «Истоки русской фотожурналистики середины XIX века». Эта тема неизученная, неисследованная, об этом до меня никто не писал, я провел кропотливую работу, искал информацию в разных источниках, в том числе в центральных архивах Москвы и Ленинграда. Архивный документ – вот сила. В нем заключена правда жизни. Постепенно я стал находить упоминания о нижегородских фотографах. У нас два генерала от фотографии: Андрей Карелин и Максим Дмитриев. Но как же могут быть генералы без солдат? Их тоже необходимо знать. На данный момент я выявил более 900 имен, которые работали на нашей земле до них и после них, а также современников. Все свои находки я публиковал в газетах, журналах, научных сборниках. Самое главное, что с моим соавтором Анатолием Семеновым мы издали фотоальбомы «Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие» в 1990 году и повторно в 1994-м.

Но я занимаюсь не только историей фотографии. Меня интересуют и другие темы: история трамвая; писатели, связанные с нижегородским краем, – Александр Пушкин, Аркадий Гайдар, Максим Горький, Николай Добролюбов, Владимир Короленко и другие.

– Вы стояли у истоков создания в городе Русского музея фотографии. Расскажите о первых ваших шагах в этом направлении.

– 13 апреля 1976 года в «Горьковском рабочем» была опубликована моя статья «Создадим фотомузей», где я предложил в связи с приближающимися юбилеями Андрея Осиповича Карелина и Максима Петровича Дмитриева создать музей. Я был тогда настолько самоуверенный, пробивной, что разместил еще и заметку в «Горьковской правде» под названием «Будет музей фотографии».

Я собирал для будущего музея экспонаты, устраивал выставки, писал статьи, делал передачи на радио. Кстати, несколько десятилетий я сотрудничал с областным радио и был автором и ведущим более 30 передач краеведческой тематики и по истории нижегородской фотографии.

Я обошел обком, горком, райкомы партии, везде меня на словах поддерживали, но на деле никто ничего не предпринимал. Тогда я обратился за помощью к фотокорреспонденту фотохроники ТАСС Владимиру Георгиевичу Войтенко, который заканчивал деятельность. Когда он вышел на пенсию, включился в это дело полностью. Мы создали инициативную группу, затем Нижегородский фотографический фонд «Дмитриев и Карелин», президентом которого был избран

Войтенко, и ТОО «Русский музей фотографии». Нам дали помещение на первом этаже здания, где работали Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев. «Пробивать» музей нам помогала общественность. Почитатели фотографии передали много материалов, и была создана коллекция, которая вошла в фонд Русского музея фотографии и сегодня демонстрируется на исторической выставке на первом этаже. Музей создавался тяжело, в муках, драматически. Первым его директором стал Войтенко (он дал и название музею), а его заместителем сегодняшний руководитель Вера Михайловна Тарасова.

Мне исполнилось 75 лет, и я считаю себя счастливым человеком, потому что при моем участии был создан и открыт первый в стране государственный Русский музей фотографии. Моя мечта осуществилась при жизни.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА