Москва отказывается от жилья в пользу промышленности

Правительство Москвы решило приостановить реализацию программы ликвидации и перебазирования промзон. Такие действия позволят избежать дополнительной социальной напряженности из-за нехватки рабочих мест.

Правительство Москвы решило приостановить реализацию программы ликвидации и перебазирования промзон. Такие действия позволят избежать дополнительной социальной напряженности из-за нехватки рабочих мест.

Но наличие большого количества промзон вряд ли положительно скажется на качестве жилых районов и в целом — статусе Москвы, претендующей на звание одного из самых престижных городов мира, считают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости».

Недавно префект Восточного административного округа Москвы Николай Евтихеев заявил, что «мы (город) можем находить места для строительства без вывода промзон». «Безусловно, отдельные производственные зоны могут быть выведены, прежде всего, по экологическим требованиям», — заявил он в интервью агентству «Интерфакс», приведя в качестве примеров уже перебазированный Кусковский химзавод в Новогиреево и завод «Альфа-Пластик».

«Но это скорей исключение, чем правило, — добавил он. — Политика города не в том, чтобы уничтожить промышленность, а чтобы реорганизовать эти территории так, чтобы количество рабочих мест там увеличилось, а промышленность стала более современной».

По сообщению некоторых СМИ, московские власти вообще отказались от программы вывода промышленных предприятий за пределы города. И теперь они разрабатывают противоположную антикризисную программу — сохранение производства в пределах МКАД. «У нас есть поручение городского руководства все действия в этом направлении остановить.

Все распорядительные документы, предусматривающие вывод предприятий из города, расторгнуть, а новых не выпускать», — сообщалось в СМИ со ссылкой на источника в правительстве города. В департаменте науки и промышленной политики города добавили, что сейчас департамент разрабатывает трехлетнюю программу поддержки промышленности на 2010?2012 годы, «которая предусматривает различные субсидии и льготы предприятиям, работающим в Москве».

Такой подход противоречит политике города последних лет, когда московские власти неоднократно говорили о планах вывода многих городских промзон и называли эти территории основным резервом для дальнейшего строительства.

Сейчас в Москве около 20 тыс. га производственных территорий, то есть они занимают почти пятую часть ее территории (площадь столицы – 108,1 тыс. га). Первый этап программы вывода промзон предусматривал сокращение их площади до 13,7 тыс. га, но в реальности было выведено лишь около 500 га.

Тот факт, что вывод промзон шел так медленно, во-многом связан с большими сложностями этого процесса, отмечают специалисты. Для девелопмента участка необходимо консолидировать акции предприятия, найти площадку для его перебазирования, договориться со всеми арендаторами и т.д. И это — помимо того, что девелоперу еще предстоит найти деньги для освоения участка.

Но даже на освобожденных 500 га уже построено более 4 млн кв. м объектов различного назначения, в том числе 1,5 млн кв. м коммерческой недвижимости. При такой плотности застройки оставшиеся примерно 5,8 тыс. га промышленных земель, которые планировалось застраивать, могли бы дать городу еще 46,4 млн кв.м – то есть примерно в десять раз больше, чем строится в Москве в год.

В кризисное время у застройщиков, похоже, будет гораздо меньше стимулов к освоению промзон. Большинство компаний не могут найти деньги на завершение существующих проектов, не говоря о том, чтобы начинать новые.

Представители правительства Москвы признают, что в условиях кризиса мероприятия по выводу предприятий из города «особенно неэффективны». «Во-первых, на это нужны существенные бюджетные вложения, во-вторых, после вывода предприятия за пределы МКАД город теряет прибыль в виде налоговых поступлений, в-третьих, возникает угроза роста безработицы, так как люди теряют рабочие места», — перечислил сотрудник департамента промышленности.

В Москомархитектуре к перечисленным аргументам добавили отсутствие свободных земельных участков недалеко от города. «Город не может перебазировать производства дальше 10?20 км от города, а найти не застроенные участки ближе 50 км от Москвы почти невозможно», — объяснил архитектор генплана.

И все-таки остается неясным основной вектор градостроительной политики московских властей. С одной стороны, судя по последним заявлениям, чиновники хотят, чтоб Москва и дальше оставалась промышленным центром. С другой, Москва продолжает претендовать на то, чтобы считаться одним из крупнейших в мире центром бизнеса и культуры. Не отказываются чиновники и от планов строительства больших объемов жилья – несмотря на кризис, город продолжает возводить по несколько миллионов квадратных метров в год.

Эти два направления в определенной степени взаимоисключают друг друга, считают в аналитическом центре. Промзоны в центре города явно не украшают Москву как столицу мирового уровня. Да и ни в одном из крупнейших и наиболее развитых мегаполисов нет такого количества промышленных предприятий в центре города. Кроме того, промзоны негативно сказываются на стоимости жилья и офисов.

Так, по данным специалистов, жилье вблизи промпредприятий на 20-30% дешевле, чем даже более дальнее от центра жилье в других районах. Квартиры в промышленных районах недалеко от станций метро «Автозаводская» и «Тульская» в среднем продаются дешевле, чем в районах станций «Строгино», «Молодежная» и «Беляево», расположенных недалеко от МКАД. А из крупнейших промышленных районов столицы – Капотня – стабильно остается одним из самых дешевых районов города.

В кризисный период мэрии уже приходится и еще, скорее всего, придется изменять некоторые направления своей политики, чтобы и сохранить крупнейшие компании города – причем, и промышленные и девелоперские, и по-максимуму избежать социальной напряженности.

Но по мере того, как экономика начнет восстанавливаться, столичным властями все-таки придется определяться, чем в первую очередь должна быть Москва – промышленным центром или мировой столицей с хорошими бизнес-центрами и качественным жильем. И тогда, возможно, политика в отношении промпредприятий станет более четкой и последовательной.

Смотрите также статьи: