Нормы браковки канатов грузоподъёмных кранов

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ КРАНОВ

1. Браковка канатов грузоподъёмных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем приложении.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

Нормы браковки канатов

Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

Нормы браковки канатов

Сочетание обрывов

проволок с их износом:

а — в канате крестовой свивки;

б — в канате односторонней

свивки

 

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

 

Нормы браковки канатов


Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а-в нескольких прядях каната;

б- в двух прядях в сочетании

с местным износом

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. Износ наружных проволокканата крестовой свивки) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника).

Нормы браковки канатов

Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната:

1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один

конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект

соответствует одному обрыву;

2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца.

Данный дефект соответствует одному обрыву;

3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. д — интенсивный износ всех наружных проволок каната) или коррозии (см. рис. д — интенсивная коррозия) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Число несущих проволок в наружных прядях Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам Тип свивки ГОСТ на канат Группа классификации (режима) механизма
 

 

 

 

 

 

 

 

М1,М2, М3 и М4 М5, М6, М7 и М8
 

 

 

 

 

 

 

 

крестовая свивка односторонная свивка крестовая свивка односторонная свивка
 

 

 

 

 

 

 

 

на участке длиной
 

 

 

 

 

 

 

 

6d 30 6d 30d 6d 30d 6d 30d
1 2 3 4 5 6 1 8 9 10 11 12
п ≤50 6×7(6/1) 2 4 1 2 4 8 4
 

 

6×7(1+6)+ 1×7(1+6) ЛК-0 3066-80  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6х7(1+6)+1о.с. ЛК-О 3069-80  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8хб(0+6)+9о.с. ЛК-0 3097-80  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51 ≤ п 75 6×19(9/9/1)* 3 6 2 3 6 12 3 6
 

 

6х19(1+9+9)+1о.с. ЛК-0 3077-80  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6х19(1+9+9)+7х7(1+6)* ЛК-0 3081-80  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76 ≤ п 100 18х7(1+6)+1о.с. ЛК-0 7681-80 4 8 2 4 8 16 4 8
101 ≤ п ≤ 120
8×19(9/9/1)*
6×19(12/6/1)
6×19(12/6+6/71)
6x25F5(12/12/l)*
6 х 19( 1 +6+6/6)+7 х 7( 1 +6) ЛК-Р 14954-80
6х19(1+6+6/6)+1о.с. ЛК-Р 2688-80
6×25(1+6; 6+12)+1о.с. ЛК-З 7665-80
6×25(1+6; 6+12)+ 7×7(1+6) ЛК-З 7667-80

 

5 10 2 5 10 19 5 10
121 п ≤ 140 8х 16(0+5+11)+9о.с. тк 3097-80 6 11 3 6 11 22 6 11
141 ≤ п ≤ 160 8×19(12/6+6/71)
 

 

8х19(1+6+6/6)+1о.с. ЛК-Р 7670-80

 

6 13 3 6 13 26 6 13
161 ≤ п ≤ 180
6×36(14/7+7/7/1)*
6×30(0+15+15)+7о.с. ЛК-0 3083-80
6×36(1+7+7/7+14)+1о.с* ЛК-РО 7668-80
6х36(1+7+7/7+14)+7х7(1+6)* ЛК-РО 7669-80

 

7 14 4 7 14 29 7 14
181 < п<200

 

6х31(1+6+6/6+12)+1о.с.
6х31(1+6+6/6+12)+7х7(1+6)
6х37(1+6+15+15)+1о.с. ТЛК-0 3079-80

 

8 16 4 8 16 32 8 16
201 ≤ п ≤ 220 6×41(16/8+8/8/1)* 9 18 4 9 18 38 9 18
221 ≤ п ≤ 240
6×37(18/12/6/1)
18х19(1+6+6/6)+1о.с. ЛК-Р 3088-80

 

10 19 5 10 19 38 10 19
241 ≤  п ≤ 260 10 21 5 10 21 42 10 21
261 ≤ п ≤ 280 11 22 6 11 22 45 11 22
281 ≤ п ≤ 300 12 24 6 12 24 48 12 24
300 ≤ п 0,04п 0,08п 0,02п 0,04п 0,08п 0,16п 0,04п 0,08п

Примечания.

1. n — число несущих проволок и наружных прядях каната: d — диаметр каната мм

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проколок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов прополок, при которых канат бракуется определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.

Таблица 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в Количество обрывов проволок, %
результате поверхностного износа или коррозии, % от норм, указанных в табл. 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного; более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис.  Уменьшение площади поперечного сечения проволок ), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения крана.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. Волнистость каната). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB 1,08dK где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.

Нормы браковки нагрузки

Износ наружных проволокканата крестовой свивки:

а — небольшие лыски на проволоках; б — увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в- удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г — лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)

Нормы браковки канатов

Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

а — начальное окисление поверхности;

б — общее окисление поверхности;

в — заметное окисление;

г — сильное окисление;

д — интенсивная коррозия.

Нормы браковки каната

Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Нормы браковки каната

Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

Нормы браковки каната

Волнистость каната (объяснение в тексте)

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dB 4/3 dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (Рис. Корзинообразная деформация); выдавливания сердечника (Рис. Выдавливание сердечника; выдавливания или расслоения прядей (Рис. Выдавливание проволок или расслоение прядей); местного увеличения диаметра каната (Рис. Местное увеличение диаметра каната); местного уменьшения диаметра каната (Рис. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника); раздавленных участков (Рис. Раздавливание каната); перекручиваний (Рис. Залом каната); заломов (Рис. Залом каната); перегибов (рис. Перегиб каната); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Нормы браковки каната

Корзинообразная деформация

Нормы браковки каната

Выдавливание сердечника

Нормы браковки каната

Выдавливание проволок или расслоение прядей: а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

Нормы выбраковки каната

Местное увеличение диаметра каната

Нормы браковки канатов

Раздавливание каната

Нормы браковки канатов

Перекручивание каната

Нормы браковки канатов

Залом каната

Нормы браковки каната

Перегиб каната

Автомобили с крано-манипуляторной установкой (КМУ)