Тройное art-сальто

Сразу три выставки: «Космопорт “Стригино 3”» (0+), «Современная графика по Брайлю» (0+), «Движение воображения. Новая авторская анимация» (16+) открылись 22 декабря в Волго-Вятском филиале государственного центра современного искусства «Арсенал». Все они продолжат работу до 25 марта.

Сразу три выставки: «Космопорт “Стригино 3”» (0+), «Современная графика по Брайлю» (0+), «Движение воображения. Новая авторская анимация» (16+) открылись 22 декабря в Волго-Вятском филиале государственного центра современного искусства «Арсенал». Все они продолжат работу до 25 марта.

Хиты российской анимации

Выставка «Движение воображения. Новая авторская анимация» посвящена российскому искусству, режиссерам, которые одновременно являются и художниками своих фильмов. Ее кураторы – Надежда Свирская (Москва) и Евгений Стрелков. В экспозиции представлено 14 анимационных фильмов, а также материалы к ним: эскизы, раскадровки, рисунки, фотодокументация, кадры из фильмов, коллажи. Каждый из них выполнен в самобытной манере, поскольку мастер создает его с помощью присущего только ему визуального языка.

По мнению Надежды Свирской, российская авторская анимация – это одна из тех областей, которой наши соотечественники действительно могли бы гордиться.

– В силу разных причин большинство россиян знают и любят советские мультфильмы и совершенно не осведомлены о том, что происходит в авторской российской анимации постсоветского периода. Когда в 2016 году в шорт-лист премии «Оскар» вошел единственный фильм от России, многие отечественные медиа предпочли сфокусировать внимание на Леонардо Ди Каприо, проигнорировав короткометражную анимационную работу «Мы не можем жить без космоса» режиссера Константина Бронзита, – сокрушается Надежда Свиркая. – Да, современная российская анимация хорошо известна на международных фестивалях. Российские анимационные фильмы часто получают гран-при и другие престижные награды. Конечно, зачастую это не те «мультики», за которые можно усадить ребенка, чтобы заняться своими делами. Это серьезные работы, иногда психологичные, иногда хулиганские, полные юмора или абсурда, иногда добрые, иногда грустные, иногда абстрактные, но почти всегда яркие, запоминающиеся, с выразительным авторским почерком.

В экспозиции выставки «Движение воображения. Новая авторская анимация» представлено 14 анимационных фильмов

числе художников-режиссеров, чьи работы можно увидеть на выставке, есть как именитые, так и начинающие свою деятельность авторы. Многие из них отмечены на международных фестивалях. Тематический диапазон фильмов широк. Например, Ирина Рубина создала одноминутный абстрактный фильм «Джаз Оргия», посвященный наследию авангардистов начала ХХ века, Надя Федотова – фильм «Боль» про склонность героини к ипохондрии, а также про взаимоотношения и любовь. Техника создания анимационных произведений также разная: Дмитрий Геллер выполнил фильм «Рыбы, пловцы, корабли» в технике классической рисованной анимации (он рисовал тушью на рисовой бумаге), Светлана Филиппова нарисовала фильм «Брут» угольным карандашом на кальке.

Брайль был бы доволен

Выставка «Современная графика по Брайлю» в первую очередь предназначена для слабовидящих и незрячих. Руководитель проекта Анна Суворова и куратор Наталья Савинова из Перми (проект был реализован еще в прошлом году при поддержке министерства культура Пермского края в рамках регионального конкурса по модернизации музейного дела) считают, что она позволяет обеспечить равный доступ к культурному наследию людям с ограниченными возможностями и здоровым людям.

В основе экспозиции выставки «Современная графика по Брайлю» – трехмерные модели, оснащенные аудиогидами

В основе экспозиции – трехмерные модели, которые можно тщательно исследовать на ощупь. «Кроме того, они снабжены аудиогидами. Зрители слышат не только рассуждения об искусстве, но и подробные описания произведений», – добавляет Алена Суворова.

Все произведения объединены идеей графического: публике представлены и более предметные объекты, и более условные. Предполагается, что выставка поможет слабослышащим и незрячим людям в восприятии современного искусства.

Попасть в сериал легко

Выставка «Космопорт “Стригино 3”» создана под эгидой проекта «Театр одного художника. Ростан Тавасиев» специально для Арсенала. В залах центра современного искусства Ростан Тавасиев (один из самых дорогих художников по версии российского издания Forbes) построил фантастический мир, путешествовать по которому понравится как ребенку, так и взрослому. Декорациями стали произведения живописи, графики и скульптуры: они переносят зрителя в атмосферу диафильма-сериала «Капля креацина», рассказывающего об изобразительном искусстве далекого будущего. Его Ростан Тавасиев создал в 2017 году. Сериал можно посмотреть, кстати, в Интернете еще до посещения выставки: в восьми сериях зритель узнает о приключениях художника Без Названия.

Архитектуру вымышленного, но осязаемого мира совместно с художником и командой Арсенала создавали архитекторы [MISH] studio под руководством Миши Маслова.

– Произведения, созданные Ростаном, являются не просто самобытными экспонатами, они стали системой, интегрированной в функцию организованного космического порта. Здесь есть паспортный контроль, залы ожидания, duty free, зона отлета и прилета, а также визуализировано само путешествие. Зритель сам становится частью произведения искусства, находясь внутри него, – рассказал о работе Миша Маслов.

Напомним, в пространстве выставки с 3 по 6 января в 12:00 и 15:00 состоятся новогодние спектакли «Сказки Вселенной».

Справки по телефону 422-45-54.

Егор КРАСИН

Фото Андрея АБРАМОВА