В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему 10 лет Лесному кодексу Российской Федерации. Итоги, проблемы, перспективы

В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему 10 лет Лесному кодексу Российской Федерации. Итоги, проблемы, перспективы
За прошедшие годы в кодекс было внесено около 40 поправок в виде новых глав и статей. По мнению специалистов, Лесной кодекс по состоянию на 2007 год и Лесной кодекс по состоянию на ноябрь 2017 года это принципиально разные документы с точки зрения глубины и качества нормативно-правового регулирования отношений. Кодекс требует продолжения системной работы по его совершенствованию. Можно выделить основные темы, требующие доработки: необходимость сохранения права федеральной собственности на земли лесного фонда; распределение полномочий между государственной и муниципальной властью с целью повышения эффективности ее использования; оптимизация контрольно-надзорных функций; использование лесов; повышение открытости отрасли.
Комитет областного Собрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу представил свои предложения. Комитет предложил исключить положения статей 49 и 66 Лесного кодекса, обязывающие лесопользователей прилагать к отчету об использовании и воспроизводстве лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации, по нескольким причинам. Во-первых, эти материалы являются средствами контроля за лесопользователем, а контроль осуществляется органами госвласти, то есть нелогично обязывать лесопользователя самого себя контролировать. Во-вторых, часть из требуемых материалов (материалы фото- и видеофиксации) невозможно привязать к объекту отчета лесосеке, т.е. достоверность таких материалов можно будет проверить только при непосредственном осмотре лесосеки, но тогда необходимость их предоставления оказывается бессмысленной. В-третьих, получение указанных материалов потребует от лесопользователей дополнительных необоснованных затрат. Каждому лесопользователю придется регулярно заказывать съемку своих лесосек. При этом понятно, что площадь снимков будет несопоставимо больше, чем площадь лесосеки, т.е. в снимок зачастую будут попадать участки, где не велось лесопользование или где лесопользование ведется другими арендаторами, которые, в свою очередь, будут заказывать снимки практически этих же участков. Пока непонятно, какие будут требования к качеству снимков. Но если будет дана возможность использования общедоступных бесплатных космоснимков, то почему тогда это не могут делать органы госвласти, на которые возложены функции контроля? В-четвертых, увеличение затрат на материалы аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки приведет к значительному удорожанию работ, связанных с заготовкой древесины, лесовосстановлением, что негативно скажется на ЛПК региона, в первую очередь на его лесозаготовительных предприятиях.
Также профильный комитет областного Собрания предложил исключить п. 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса, так как он существенно снижает инвестиционную привлекательность лесного комплекса, и изъять нормы, касающиеся реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Подводя итог, участники парламентских слушаний пришли к мнению, что концептуальных изменений в Лесной кодекс не требуется, но есть вопросы, которым необходимо системное регулирование, а также необходимо устранение пробелов в законодательстве.

В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «10 лет Лесному кодексу Российской Федерации. Итоги, проблемы, перспективы»

За прошедшие годы в кодекс было внесено около 40 поправок в виде новых глав и статей. По мнению специалистов, Лесной кодекс по состоянию на 2007 год и Лесной кодекс по состоянию на ноябрь 2017 года – это принципиально разные документы с точки зрения глубины и качества нормативно-правового регулирования отношений. Кодекс требует продолжения системной работы по его совершенствованию. Можно выделить основные темы, требующие доработки: необходимость сохранения права федеральной собственности на земли лесного фонда; распределение полномочий между государственной и муниципальной властью с целью повышения эффективности ее использования; оптимизация контрольно-надзорных функций; использование лесов; повышение открытости отрасли.

Комитет областного Собрания по природопользованию и лесопромышленному комплексу представил свои предложения. Комитет предложил исключить положения статей 49 и 66 Лесного кодекса, обязывающие лесопользователей прилагать к отчету об использовании и воспроизводстве лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации, по нескольким причинам. Во-первых, эти материалы являются средствами контроля за лесопользователем, а контроль осуществляется органами госвласти, то есть нелогично обязывать лесопользователя самого себя контролировать. Во-вторых, часть из требуемых материалов (материалы фото- и видеофиксации) невозможно привязать к объекту отчета – лесосеке, т.е. достоверность таких материалов можно будет проверить только при непосредственном осмотре лесосеки, но тогда необходимость их предоставления оказывается бессмысленной. В-третьих, получение указанных материалов потребует от лесопользователей дополнительных необоснованных затрат. Каждому лесопользователю придется регулярно заказывать съемку своих лесосек. При этом понятно, что площадь снимков будет несопоставимо больше, чем площадь лесосеки, т.е. в снимок зачастую будут попадать участки, где не велось лесопользование или где лесопользование ведется другими арендаторами, которые, в свою очередь, будут заказывать снимки практически этих же участков. Пока непонятно, какие будут требования к качеству снимков. Но если будет дана возможность использования общедоступных бесплатных космоснимков, то почему тогда это не могут делать органы госвласти, на которые возложены функции контроля? В-четвертых, увеличение затрат на материалы аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки приведет к значительному удорожанию работ, связанных с заготовкой древесины, лесовосстановлением, что негативно скажется на ЛПК региона, в первую очередь на его лесозаготовительных предприятиях.

Также профильный комитет областного Собрания предложил исключить п. 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса, так как он существенно снижает инвестиционную привлекательность лесного комплекса, и изъять нормы, касающиеся реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Подводя итог, участники парламентских слушаний пришли к мнению, что концептуальных изменений в Лесной кодекс не требуется, но есть вопросы, которым необходимо системное регулирование, а также необходимо устранение пробелов в законодательстве.