Вечная память погибшим и убитым строителям канала Москва-Волга

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, работники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы на местах массовых захоронений строителей Канала, погибших в 1930-е гг. от невыносимых условий труда и репрессий. По приблизительным данным, на участке 128 км от Дубны до Тушина умерли и были расстреляны около 30 тысяч человек.

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, работники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы на местах массовых захоронений строителей Канала, погибших в 1930-е гг. от невыносимых условий труда и репрессий. Только по приблизительным данным, на участке 128 км от Дубны до Тушина умерли и были расстреляны около 30 тысяч человек – узники Дмитлага и вольнонаемные каналоармейцы.

«Канал имени Москвы имеет свою трагическую историю. Как и большинство грандиозных строек советской эпохи, он был омыт потом и кровью тысяч людей. 80 лет назад они стояли за каждым камнем, вынутым из земли, за каждым шлюзом и механизмом. Мы чтим память строителей Канала и надеемся, что их подвиг не будет предан забвению», – говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Специально для возведения Канала 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг), ставший на тот момент крупнейшим лагерным формированием СССР. Управление лагеря расположилось в Дмитрове в Борисоглебском монастыре. Инженерный состав и вольнонаемные жили, в основном, в городе, а лагеря с заключенными расположились вдоль всей трассы Канала.

В Дмитлаг прибыли заключенные из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского исправительно-трудового лагеря и из Сибири. На 1 апреля 1935 года в лагере содержались 195648 человек. Невыносимые условия труда и проживания, скудная пища, болезни и репрессии – вот что ждало участников «великой стройки второй сталинской пятилетки».

После ввода Канала в эксплуатацию летом 1937 года 55000 человек были освобождены досрочно, остальных перевели в другие лагеря.

За время существования Дмитлага с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года, только по официальным данным, погибли 22842 человека. Эти данные не учитывают расстрелянных в ходе строительства Канала и после его окончания. Очень много каналоармейцев были арестованы и казнены в 1937 году уже на заключительном этапе строительства. Их обвинили в организации государственного переворота силами заключенных. Среди погибших – руководители строительства, архитекторы, инженеры и простые рабочие.

Умерших строителей Канала хоронили непосредственно на стройплощадке вдоль трассы. На печально известном Бутовском полигоне с 08 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были расстреляны и захоронены по меньшей мере 2500 каналоармейцев – вольнонаемных и заключенных. Более 300 человек погребены на Донском кладбище.

Почтить память строителей Канала можно у мемориалов в Москве и Подмосковье. Это расстрельные курганы Бутовского полигона и захоронения на Донском кладбище, а также поклонный крест на братской могиле каналоармейцев в 1,5 км от поселка Темпы, стальной 13-метровый крест на западном берегу Канала у Дмитрова и памятник в районе ГЭС-191 в Дубне.

Справочно

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой. Согласно проекту, длина Канала составляла 128 км, а глубина – 12 м. 3 сентября 1932 года началось строительство.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого Канала. К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км Канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев. 15 июля 1937 года Канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.