Власти объяснили, почему у России не получилась своя Alibaba

В Минэке
признались в формальном исполнении президентского поручения о создании «российской
Alibaba» — отечественному рынку электронной коммерции не хватает полноценной
экосистемы из-за чего интернет-магазины ориентированы на зарубежную инфраструктуру.

«Закрытое» поручение по созданию «российскойAlibaba»

Электроннаякоммерция не стала в России драйвером развития малого бизнеса — из-заотсутствия полноценной экосистемы для интернет-торговли. Об этом наПетербургском экономическом форуме сообщил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев. К такому выводу он пришелв ходе работы в 2016 г. по исполнению поручения Правительства о создании, какон сам выразился, «российской Alibaba» — усилиями рынка, но при поддержкегосударства. В задачу Минэкономразвития как раз и входило предложение государственных мер,стимулирующих рынок создать крупного игрока на этом поле.

Со словчиновника можно было заключить, что министерство было вынуждено исполнить это поручениелишь формально — в попытке скоординировать участников рынка в августе 2016 г. быласоздана подкомиссия по развитию электронной торговли при правительственнойкомиссии по экономическому развитию и интеграции. «По-честному скажу в узкомсоставе, мы это поручение “закрыли”», — сообщил Фомичев на некоем чиновничьемсленге.

Текущее положение дел

С точки зренияФомичева, в настоящий момент на российском рынке электронной коммерции, по сути,присутствует фронт-часть — непосредственно интернет-магазины, но отсутствуетбэк-часть — сервисная инфраструктура.

fomichev600.jpg

Олег Фомичев: «Нашим интернет-магазинам выгоднее покупать за рубежом, используя зарубежную инфраструктуру»

«Какработают наши интернет-магазины в основном? — рассуждает Фомичев. — Этоконкуренция с зарубежными интернет-магазинами по доставке импортных товаров. Тоесть мы используем зарубежную логистику для того, чтобы доставлять их товары кнашим покупателям, и очень мало задействуем своих собственных поставщиков».

Такимобразом, отечественным площадкам гораздо выгоднее поставлять товары из-за границы,используя зарубежную инфраструктуру, чем работать с большим числом малых российскихигроков, вкладываться в логистику, в сервисы и т. д.

Что предстоит сделать

«AliExpress(интернет-магазин Alibaba;— прим. CNews) сделал великую вещь, он сталодним из основных драйверов значительного роста расширений границ рынка длямалого бизнеса в Китае, — говорит Фомичев. — Наша электронная торговля должнаделать то же самое, но для этого необходимо создать экосистему».

Чиновниксчитает, что в России требуется скоординировать деятельность игроков. «Они унас есть как выясняется, — заверяет он. — Есть те, кто осуществляетлогистические услуги. Есть крупные частные склады, на которых можноконсолидировать заказы. Есть “Почта России”, есть частные операторы, которыхтоже много, они работают по всей стране».

Впонимании Фомичева, к этому должны добавиться структуры, готовые за счеткрупных инвестиций консолидироватьуже имеющийся в России логистические и прочие сервисы, а также создать новые,там где их недостаточно.

Из выступлениячиновника можно было заключить, что в него вселяет определенный оптимизм запущенныйв мае 2018 г. совместный проект «Яндекса» и Сбербанка по созданиюинтернет-магазина «Беру» на базе «Яндекс.маркета». В этом начинании, по мнению Фомичева, партнеры как раз нацелены на создание рассматриваемойэкосистемы, которая включает в себя «не только работу с потребителями, но ипрежде всего работу с производителями».