Замечательная «карусель» Ирины Нуриевой

По завершении регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2018» приятная весть пришла в Щекино: победителем стала Ирина Нуриева, педагог детского сада общеразвивающего вида №12. Пожелаем же педагогу успеха в предстоящем самом трудном испытании – Всероссийском конкурсе «Воспитатель года-2018», где она будет представлять Тульскую область.

Ирина Нуриева с воспитанниками

По завершении регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2018» приятная весть пришла в Щекино: победителем стала Ирина Нуриева, педагог детского сада общеразвивающего вида №12.

«Карусель, карусель, начинаем рассказ»… Кому не знакомы эти строчки из мультяшной песенки? Стоит услышать, мгновенно в памяти – воскресный счастливый день, громкая музыка, зелень акаций и дубов нарядного парка, мелькающая яркими пятнами вперемешку с потоками солнечного света по бесконечному кругу… Затаишь дыхание, посмотришь вниз, за ограду аттракциона, а там – очередь ребятишек с зажатыми в кулачках билетами, и все на тебя смотрят, и – тетя, дежурная по карусели, и родители с приставленными к глазам ладонями-козырьками… И – мамино улыбающееся лицо. И вдруг – раз! – остановка, и ты бежишь к маме и восторженно выдыхаешь: «Еще хочу! Теперь – на олене».

У каждого в памяти – своя карусель, свое детское счастье.

Большое внимание – подвижным играм. «Гори, гори ясно!», «Мышеловка», «Путешествие на вертолете» – на площадке возле детсада веселая кутерьма!

Есть такая и у Ирины Нуриевой. Яркая, развеселая, увлекательная – и не только в памяти и на детских фото. Дидактическое пособие «Мнемокарусель» – вот что придумала однажды воспитатель детского сада №12 для своих ребятишек.

Вообще-то, мнемотехника – вещь серьезная. Считается, что эту систему придумал Пифагор в 6 веке до нашей эры, а названа она по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Система методов и приемов, обеспечивающая эффективное запоминание, воспроизведение информации и развитие речи, ныне весьма популярна в педагогике. Возможно, актуальность связана с особенностями новых подрастающих поколений, с младых ногтей уверенно нажимающих кнопки всевозможных «навороченных» гаджетов, но с большим трудом пытающихся вслух связать несколько слов… Да и проблема с выговариванием звуков у многих детишек, похоже, сегодня решается заметно позже, чем у их сверстников всего пару десятков лет назад. И кое для кого вполне реальна перспектива пойти в первый класс, умея довольно быстро читать, но превращая при этом «девочку» в «февочку», а «ромашку» – в «лямашку». Безусловно, тут нужен логопед, но и общее развитие, которое с использованием мнемотехники идет быстрыми темпами, – фактор небесполезный.

Рисуем алгоритм

Мнемотехнические приемы, использование карточек, «дорожек», таблиц помогают развивать и память, и связную, логическую речь. Не так просто научить детей последовательно, грамотно излагать свои мысли, описывать события, пересказывать услышанную сказку. Но ребенок легко рисует картинку, связанную с каким-либо явлением. Например, идет дождик. И вот в квадратике появляется нарисованный малышом дождь. Мы надеваем дождевики – и в другом квадратике появляется изображение плаща. И еще – что мы берем с собой? «Зонтик!» – кричат ребята и далее рисуют зонт в следующем квадратике…

Так, с помощью мнемодорожки, а затем – таблицы можно изобразить алгоритм любого действия, которому необходимо научить ребенка. Можно и записать, например, сказку. На приемах мнемотехники, создания ассоциативных связей, сегодня основаны и методы запоминания иностранных слов. Причем, с каждым малышом воспитатель работает индивидуально.

Кто-то из детей поначалу может осилить всего один квадратик, а кому-то мгновенно становится понятной целая графическая дорожка…

«Мнемокарусель» Ирины Нуриевой – для всех и каждого. К тому же – она многофункциональна. С ее помощью можно проводить даже физкультминутки и музыкальные занятия!

Ирина Нуриева с детьми

Песочница

Мастер-класс для педагогов

На мастер-классе, который Ирина Алексеевна проводила в финале регионального этапа конкурса «Воспитатель года России-2018», педагоги из других городов Тульской области научились использовать в своей работе с детьми приемы пиктографического письма и шифровывать в картинках стихи, загадки и даже сказку. Мнемосимволы оказались весьма эффективны, дети легко и с удовольствием занимаются по методике Нуриевой.

Рады и родители. Недоумение с их стороны быстро сменилось полным принятием, многие по совету воспитателя стали заниматься с детьми и дома, и результаты не замедлили сказаться. Не зря на родительских собраниях Ирина Алексеевна объясняет про эти «волшебные картинки» и про гимнастики – пальчиковую и артикулярную, про важность развития мелкой моторики рук.

Просто это – праздник

«Моя «Мнемокарусель» – это праздник, – объясняет воспитатель. – Я стремилась, чтобы это ощущение не покидало ребенка, когда он занимается, рисует картинки. От простого – к сложному, от первого и единственного пока квадратика – к мнемодорожке, а там – и к таблице. Радостно наблюдать, как развивается детская память, улучшается и становится связной речь».

Слушаешь ее, и становится ясно, почему дети из этой группы, отвечая на вопрос, что больше всего нравится в садике, говорят – рисовать! Просто – все любят праздники.

А на самом-то деле занятия с ребятами построены очень разнообразно. Большое внимание – подвижным играм. «Гори, гори ясно!», «Мышеловка», «Путешествие на вертолете» – на площадке возле детсада веселая кутерьма! В центре круговорота – Ирина Алексеевна. Все видит, всех замечает.

На прогулке

«Пирожки»

Чему – быть, того не миновать

Когда-то маленькая Ирочка и сама с удовольствием носилась с друзьями во дворе, играли в «Выбивалы», в «Кота и мышей». Уже тогда ей нравилось организовывать игру.

В школе мечтала, как станет педагогом и будет всегда придумывать для детей что-нибудь интересное, веселое.

Как водится, после окончания школы, выбирая путь, приняла диаметрально противоположное решение – поступила в вуз на экономику, получила диплом. А потом… осуществила давнюю мечту – начала учиться в педагогическом колледже. Любовь к профессии, к детям перевесила все – Ирина успешно окончила колледж, стала воспитателем и очень рада этому. Ныне ее педстаж – 12 лет.

И дочке Кристине – 12. Сегодня она – школьница, а кажется, совсем недавно ходила в тот же «мамин» детский сад и очень ответственно относилась к маминой просьбе – на работе называть ее по имени-отчеству. Порой, даже дома, по выработавшейся привычке, у Кристины прорывалось, например: «Ирина Алексеевна, что сегодня на ужин».

Муж Михаил уважает профессию супруги, хотя, возможно, иметь дома экономиста не повредило бы индивидуальному предпринимателю. Его профиль – вентиляционные системы, рассказывает о своей семье Ирина Нуриева, а сама одновременно держит в поле зрения каждого из воспитанников-непосед. Спокойно отвечает на вопросы подбегающих к ней ребятишек, кому поправит шапочку, кому завяжет непослушные завязки…

Так любишь Ирину Алексеевну?

Счастье в гармонии

Вот к ней подлетает беленькая девчушка, молча, обнимает обеими ручками и так стоит, притихнув и прижавшись к воспитателю. Стесняется. На вопрос – так любишь Ирину Алексеевну? – кивает.

Ее смелая подружка – как тут же выясняется, по имени Рита – охотно рассказывает, что ей очень нравится рисовать, особенно – природу, цветы. Она рисует и дома, и в садике. А еще она сегодня вела утреннюю гимнастику, командовала группой – ей понравилось!

О каждом ребенке Ирина Нуриева может рассказать что-то интересное. Пожалуй, это – главное качество, отличающее настоящего педагога: видеть в каждом целый, самостоятельный мир, и не нарушать гармонии в нем, а помогать развиваться, расширяя возможности и горизонты.

Артем, например, прирожденный художник. Он рисует почти по-взрослому, каждую свободную минуту, приносит для этого из дома карандаши, фломастеры. Краски есть в группе, и он умеет использовать любой из этих инструментов. Научить технике исполнения, конечно, можно каждого, но видеть мир, как художник, – с этим надо родиться…

Другой Артем, может быть, вырастет конструктором – сегодня это занятие увлекает его больше всего.

А вот этот мальчик, продолжает воспитатель, быстро запоминает и лучше всех читает стихи. Смышленый темноглазый малыш мгновенно отзывается на просьбу прочитать что-нибудь, и звонкий голосок его взлетает ввысь, прямо к солнышку, о котором – стихи! И дикция у него, надо признать, совсем не плоха для такого малыша…

Разговор завершается – воспитателю пора организовывать очередную игру. Попрощавшись, корреспондентская группа удалилась, а дети со своей Ириной Алексеевной дружно и радостно отправились куда-то «за самолетом». Не работа – сплошная «карусель». Но, похоже, Ирина Нуриева в ней очень счастлива.

Пожелаем же педагогу успеха в предстоящем самом трудном испытании – Всероссийском конкурсе «Воспитатель года-2018», где она будет представлять Тульскую область.

Ирина Нуриева со своей группой

Мария АЛЕШИНА

Фото Андрея ТЕТЕРИНА