В ходе дискуссии докладчики обсудили преимущества и риски внедрения инноваций для повышения безопасности на транспорте и транспортной безопасности, особенности обнаружения угроз и возможности управления рисками.
Н. Асаул обратил внимание аудитории на то, что на данном этапе Минтранс России ставит важной задачей стимулировать перевозчиков осуществлять инвестиции в обеспечение безопасности. Существенная часть нарушений действующего законодательства в области автомобильных перевозок заключается в несоблюдении водителями транспортных средств режимов труда и отдыха, что приводит к потере водителями контроля за ситуацией на дороге, усталости и засыпанию за рулем.
Одним из мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения, является переход на рискоориентированную систему контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха при эксплуатации транспортных средств. При такой системе проверкам чаще подвергаются наиболее часто нарушающие правила перевозчики из «красной зоны» и реже – из «желтой» и «зеленой» зон. Удаленные способы контроля в режиме онлайн смогут отслеживать трудовой режим, отклонения от маршрута как на международных, так и на внутренних перевозках.
В настоящее время в России прорабатываются вопросы внедрения принципиально новых устройств – «смарт-тахографов», использующих в своей работе возможности российской глобальной навигационной спутниковой системы.
Также возможности спутниковой навигации используются для снижения последствий ДТП. К концу прошлого года в системе экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано свыше миллиона транспортных средств, более чем в 4 200 случаях автоматических срабатываний понадобилась помощь, которая, благодаря возможностям спутниковой навигации, была своевременно оказана.
Для снижения случаев возникновения ДТП по причине технических неисправностей транспортных средств весной 2017 г. Минтрансом России установлены требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Определен перечень систем, узлов и агрегатов автомобилей, проверяемых при выпуске подвижного состава на линию, с целью исключения возможности допуска его к работе в технически неисправном состоянии.
В настоящее время особое внимание уделяется развитию мультимодальных связей и взаимной интеграции различных видов транспорта как неотъемлемой части устойчивых городских систем. «При этом мы движемся по пути создания всеобъемлющей IT-платформы по всем видам транспорта» – подчеркнул замминистра.
Н. Асаул отметил, что снижению аварийности способствуют предпринимаемые в России меры по строительству двухуровневых развязок для пересечения автомобильных и железных дорог, расширению методов автоматической фиксации нарушений, контролю физиологического состояния машинистов и водителей. Отдельно он выделил необходимость продолжения целенаправленной работы по информированию населения о правилах безопасного поведения на транспорте.
Замминистра поддержал важность развития пассажирского сообщения, обеспечивающего потребности населения в мобильности, упомянув в качестве примера удобного, экологичного и безопасного способа перемещения организацию движения скоростных поездов между Санкт-Петербургом и Хельсинки, где таможенные и пограничные процедуры осуществляются в процессе движения поезда. Также он отметил важность разработки таких моделей организации перевозок, при которых возможности, предоставляемые различными видами транспорта, дополняли бы друг друга.