«Сидишь пешка-пешкой»: новосибирцы останутся без жилья из-за четвертого моста

Новосибирские власти запустили процесс выселения людей из створа четвертого моста. Приказы об изъятии земли подписаны еще до заключения договора о строительстве. Некоторые согласились сразу же, другим обещают 1-2 млн рублей, на которые они не смогут купить себе квартиру. Репортаж Тайги.инфо.
© Ярослав Власов

25 Ноя 2017, 15:51Новосибирские власти запустили процесс выселения людей из створа четвертого моста. Приказы об изъятии земли подписаны еще до заключения договора о строительстве. Некоторые согласились сразу же, другим обещают 1-2 млн рублей, на которые они не смогут купить себе квартиру. Репортаж Тайги.инфо.

На улице Большая в Ленинском районе Новосибирска расклеены объявления об оценке недвижимости. Так и написано: «Оценка домов, гаражей и участков, подлежащих сносу».

Областной департамент имущественных и земельных отношений опубликовал первые приказы об изъятии одиннадцати участков на Большой. Документы появились еще до подписания договора о строительстве моста с «Сибирской концессионной компанией», которое намечено на 6 декабря. Решение принято по ходатайству областного минтранса под руководством Анатолия Костылевского.

Как выяснила Тайга. инфо, такая спешка связана с тем, что областное государственное казенное учреждение «Мост» под руководством бывшего вице-мэра Валерия Жаркова пытается успеть освоить 70 млн рублей, полученных на расселение в 2017 году. Об этом рассказал знакомый с ситуацией чиновник в облправительстве, такую же сумму называли сотрудники ГКУ «Мост» во время личных бесед с жителями.

О том, что дома «подлежат» сносу, местные жители узнали еще в 2015 году, когда представители проектировщика обошли каждого и рекомендовали заранее собрать все документы о праве собственности. А в октябре 2017-го на встрече с Валерием Жарковым жителям заявили, что они смогут рассчитывать только на денежную компенсацию — по 30 тыс. рублей за квадратный метр дома, рассказал Тайге.инфо председатель уличного комитета Олег Бегунов.

Из жителей одиннадцати домов редакции удалось поговорить с пятью хозяевами, еще в одном никто не живет, остальных не оказалось на месте.

«Уже поздно о чем-то говорить», — заявила женщина из дома на Большой, 44, и закрыла ворота. «Не надо нам тут никаких корреспондентов, нормально всё, всем довольны», — подчеркнула пожилая хозяйка по адресу Большая, 52.

В другом частном доме отметили, что не видели приказа об изъятии земли, но готовы к сносу, если им предложат «адекватную цену»: «Уже столько времени держат нас в подвешенном состоянии, что сил нет».

участок 10 соток и дом — получается всего 2 млн рублей. Что можно купить?

«Когда только стали по дворам ходить [представители ГКУ «Мост»], люди начали сразу говорить, что согласны, — рассказал Бегунов. — Вот приходят к бабушке и спрашивают: „Что хотите для переезда?“ — „Трехкомнатную, однокомнатную и 5 млн на переезд“. А они ничего не обещают, но говорят, что „мы вас не обидим“. Хотя уже давно есть закон, что никаких квартир, а только копеечная компенсация. Вот у меня участок 10 соток и дом, берем кадастровую оценку — получается всего 2 млн рублей. Что я могу купить? Они говорят: „Да вы что, вы таких денег, наверно, не видели и не знаете, что можете купить трехкомнатную квартиру улучшенной планировки“. Да, могу, но только за 200 км от города в строящемся доме. А они народ за лохов держат, лапшу на уши вешают, и люди верят».

Проект моста предполагает снос почти всего участка Большой вдоль железной дороги — от берега Оби до ж/д станции «Жилмассив». Но власти пока действуют точечно. Жители связывают это, с одной стороны, с тем, что выбирают тех, кого посчитали самыми «сговорчивыми». С другой — чиновники могут торопиться освоить деньги, потому что соглашения о строительстве моста еще нет, как и федерального гранта.

Часть дома по адресу Большая, 96, построена из лиственницы. По словам его хозяина Александра Петровича, еще до революции. 62-летний пенсионер отремонтировал и расширил дом, подключился к газопроводу, у него есть вода и отопление, и он постоянно живет тут с 2010 года. Судя по документам правительства, общая площадь этого дома около 85 кв. м., участок — больше 0,12 га.

«Если под мост сносят, то куда деваться, продадим — отметил Александр Петрович. — А если они хотят, вон, как на другой стороне железной дороги, высотку построить? (ООО „Уникон“ возводит ЖК „Аурум“, где студия площадью 32 кв. м. оценивается в 2,2 млн — прим. Тайги. инфо). Они же переменить всё могут, и не будет никакого моста <…> Все в курсе, что еще никто никаких федеральных денег не дал, и сам [врио губернатора] Травников говорил, что на год всё отсрочили».

«Мы жили, не тужили, а они дадут копейки, и где мы возьмем жилье рядом с магазинами, со всей инфраструктурой?» — добавил собеседник Тайги.инфо.

Новосибирское правительство должно подписать концессионное соглашение о строительстве моста с ООО «Сибирская концессионная компания». Компания подконтрольна крупному подрядчику «Газпрома» — группе «ВИС» Игоря Снегурова и Дмитрия Рябова, который возглавляет АО «ТЭК „Мосэнерго“» Игоря Ротенберга.

Сметная стоимость объекта составляет 35 млрд рублей. Правительственная комиссия решила выделить 26,2 млрд рублей на строительство четвертого моста из средств, собранных по системе «Платон». Депутаты заксобрания просили региональную администрацию возложить все риски за недополученную прибыль от проезда по четвертому мосту на концессионера, а не на областной бюджет, но добились лишь снижения минимального гарантированного дохода с 91 до 47 млрд рублей.

На пожилую хозяйку дома по улице Большая, 17, Нину Булгакову, которая живет с сыном-инвалидом, по ее словам, оказывали давление. Она рассказала, что ей позвонили по телефону и попросили привести документы в офис АО «Центральный мост» («дочка» облправительства и мэрии, заказавшая проект моста) на улице Кошурникова. Женщина ответила, что ходит с трудом и сможет передать бумаги только через племянницу, которая вернется из отпуска 5 декабря. Ей заявили, что это «слишком поздно». Через некоторое время два не назвавшихся человека пришли к ней домой, попросили отдать оригинал свидетельства о собственности и паспорт, чтобы «скопировать», и хотели попасть внутрь жилья для «фотографий».

«Толстая такая тетка лезет в избу, я ее не пускаю. Просит: „Вы нам покажите документы, мы сфотографируем“, — вспомнила Булгакова. — Я говорю, что ничего показывать не собираюсь и не хочу об этом с ними разговаривать. <…> Я сглупила, что не попросила представиться — неопытная. Сидишь вот, пешка-пешкой. Но она бы и наврала».

Гости не хотели уходить, пока Булгакова не пригрозила полицией.

Компенсация, которую ей предложили за участок и дом, составила всего 1,2 млн рублей. «А что я куплю? Туалет? — спрашивает женщина. — Я им и сказала: „Ох, и бессовестные вы, когда же вы только подавитесь. Все только обманываете, обманываете, обманываете. Вы же специально так делаете, подсовываете бумаги, чтобы подписали — это уже и дураку понятно“».

Тем, кто не согласен с размерами компенсаций, уже предложили идти в суд. Правда, не уточнили, за счет чего будет нанимать юристов 80-летняя бабушка с пенсией 8 тыс. рублей и сыном Олегом, у которого пенсия по инвалидности 6 тысяч. Бабушка хочет обратиться в редакцию «Вестей», чтобы рассказать о этой проблеме.

«Нам и не нужны хоромы, но хотя бы две отдельные комнаты», — добавила пенсионерка.

Жители других домов, которые попадают под снос, но пока не получали никаких уведомлений, тоже не в восторге от возможных компенсаций. Им так или иначе придется поменять место у берега Оби на квартиру на окраине. По информации Николая Кузьминых, родившегося и прожившего 60 лет на Большой, представители власти или ГКУ «Мост» приедут оценивать оставшиеся дома в последние ноябрьские дни.

Расселение в створе Бугринского моста, открытого в 2014-м, проводил тот же Жарков в статусе заместителя мэра при Владимире Городецком. Это закончилось большим скандалом: некоторые дома сносили по решению суда при участии приставов, несмотря на протесты жителей. Связанные с этим проволочки привели к иску генподрядчика объекта — АО «Сибмост» — на 2,5 млрд рублей. Компания потребовала деньги у мэрии за понесенные убытки в связи с инфляцией из-за срыва сроков подготовки площадки, но нынешним городским властям удалось отстоять позиции в судах. Теперь рассматривается дело о банкротстве «Сибмоста», а сама компания переходит под контроль «Сбербанка» и АФК «Система».

По мнению мэра Анатолия Локтя, федеральный грант и областные средства, предназначенные на четвертый мост, можно было бы гораздо эффективнее потратить на строительство развязок для Бугринского моста. О том же самом говорят и некоторые жители улицы Большая. Сейчас они, по наблюдениям корреспондента Тайги.инфо, просто растеряны, но у них есть и лидеры, и желание получить достойные компенсации.

Текст и фото Ярослава Власова