20.12.2017
Выбор есть. Как транспортно-пересадочные узлы могут решить проблемы москвичей
Современное развитие городской среды немыслимо без комплексных крупномасштабных проектов. За последние годы в Москве таких построено немало: это и новый парк «Зарядье», и реконструированный стадион «Лужники», и Московское центральное кольцо. Помимо масштаба все эти проекты объединяет значимость для большинства жителей города. Логично, что новый парк в центре Москвы, или стадион, или вид транспорта даже в теории не может быть встречен горожанами плохо. Это подтверждают и результаты опросов общественного мнения. Но что если перейти от макромасштаба столицы к ее отдельным округам или районам? Настолько же значимыми для москвичей могут стать новые транспортно-пересадочные узлы (ТПУ)? По данным стройкомплекса Москвы, в том или ином виде их появится около 200 в столице. Чем они могут стать для города – предстоит разобраться.
Агентство социальных исследований «Столица» (АСИС) на протяжении последних 5 лет активно занимается изучением социальных настроений в районах строительства будущих ТПУ. Помимо социологических опросов жителей соответствующих территорий проводится активный мониторинг интернет-среды и анализ комментариев пользователей в социальных сетях.
Необходимо сказать, что проекты ТПУ встречаются жителями неоднозначно. В одних районах более позитивно, а в других районах хуже. Одна из главных причин, на которых мы заостряем внимание, – это недостаток информации среди жителей. Чем меньше официальной информации, тем больше медиапространство вокруг ТПУ полнится слухами. Вторая причина, почему жители могут выступать против строительства, – это вмешательство в их привычную среду. В совокупности эти две причины превращают ТПУ в некий бермудский треугольник, в котором канет в Лету и экология района, и его благоустройство, и даже ухудшится транспортная доступность. Но что если такой масштабный проект в определенном районе, наоборот, будет решать проблемы тех людей, которые живут вокруг него?
Как показывают исследования – это вполне реальная задача. Каждый из районов Москвы нуждается в определенных объектах, элементах инфраструктуры или благоустройства. С помощью социологических опросов можно выделить целый рейтинг тех объектов, которых не хватает в каждом из районов Москвы. Для одних в составе транспортно-пересадочного узла важно создание медицинской инфраструктуры. Для других жителей остро стоит вопрос с недостатком спортивных учреждений. Третьим не хватает доступных продовольственных магазинов или, например, банков. На этапе разработки проекта все эти объекты могут быть включены в состав будущего хаба, что повлияет как на отношение жителей к строительству, так и на востребованность объекта. Интернет-исследования в данном случае продолжают социологическую практику. Если обратиться к петициям против строительства ТПУ, то можно увидеть, что жители напрямую пишут «у нас и так не хватает парковок» или «разрушение благоустройства». Это именно те социальные триггеры, которые необходимо учитывать на этапе разработки любого строительного проекта.
Как мы видим, транспортно-пересадочные узлы – тема довольно сложная для Москвы. Но выстраивание диалога с населением, тем более живущим вблизи объекта, может существенно повлиять на его экономические показатели. Ведь зачем набивать коммерческие площади города невостребованными услугами, когда есть возможность здесь и сейчас решать проблемы целых районов?
Светлана Долгова
Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»