«РБК-Недвижимость» выяснила, какие государственные учреждения и коммерческие проекты обосновались в исторических зданиях Москвы
Жизнь многих дореволюционных московских особняков и памятников архитектуры сегодня далека от музейной. Когда-то здесь проходили шумные балы и дворянские собрания, а теперь кипит ресторанная жизнь, работают офисы крупных компаний и детские студии. В обычные дни увидеть исторические интерьеры некоторых старинных зданий вживую и вовсе не удастся. Они являются режимными объектами и закрыты для свободного посещения. Для одних арендаторов ретростатус недвижимости — это дополнительное обременение, для других — историческая ценность, особый дух старой Москвы и удобное расположение в центре города.
Редакция «РБК-Недвижимости» рассказывает о том, чем сегодня живут архитектурные памятники столицы.
Дом Пашкова: три библиотечных отдела
Дом Пашкова возвышается на Ваганьковском холме. По одной из версий, его спроектировал великий русский зодчий Василий Баженов. Это первое светское здание, из окон которого можно было увидеть Кремль не снизу вверх, а сверху вниз. Раньше такая возможность была только у посетителей колокольни Ивана Великого. Трехэтажное классицистическое здание XVIII века сегодня принадлежит Российской государственной библиотеке. Здесь находятся три отдела: зал рукописей, картографическое отделение, фонд нотных изданий и звукозаписей. Библиотечное собрание содержит много старинных экземпляров, которым необходимы особые условия хранения. Чтобы устроить здесь читальные залы, особняк пришлось перестраивать. Например, инженеры снесли межэтажные перекрытия и стены комнат. В парадном зале особняка теперь расположен культурно-выставочный центр. В нем регулярно проводятся художественные выставки, церемонии вручения литературных премий, международные конференции, презентации книг и аукционы.
Усадьба Стахеева: съемочная площадка
Дом Николая Стахеева был возведен в 1898 году. Елабужскому купцу пришлось выделить на строительство миллион рублей. Сегодня работа архитектора Михаила Бугровского — один из самых ярких примеров эклектики в российской архитектуре. Фасады здания выполнены в греческом стиле, а интерьеры сочетают в себе барокко, готику, классицизм и мавританский стиль. В 1918 году особняк был национализирован и передан железнодорожникам. Несмотря на это, его парадная часть до наших дней сохранилась почти неизменной. Позднее усадьба Стахеева превратилась в Центральный дом детей железнодорожников. Теперь особняк находится на балансе Министерства культуры. Детские студии и кружки находятся здесь и сегодня. Правда, только на нижних этажах, где не уцелела оригинальная отделка. Увидеть парадные апартаменты можно в составе экскурсии. А еще здесь организуют различные мероприятия и проводят киносъемки. Стахеевские интерьеры стали декорациями не только для исторических фильмов, но и для «Битвы экстрасенсов».
Петровский путевой дворец: дом приемов и бутик-отель
Неоклассический дворец на Ленинградском проспекте построен в конце XVIII века по указу Екатерины II. Автор проекта — знаменитый русский архитектор Матвей Казаков. Члены императорской семьи останавливались во дворце, чтобы отдохнуть после утомительной дороги из Петербурга в Москву. А в 1812 году его на несколько дней занял Наполеон. Из этих окон французский император видел, как горит непокорившаяся Москва. После бегства Наполеона здание разграбили русские мародеры, а в советское время его отводили под госпиталь, милицию, музей Красной авиации и Военно-воздушную академию имени Жуковского. Одним из выпускников последней был Юрий Гагарин. Сегодня в Петровском путевом дворце находится Дом приемов правительства Москвы и пятизвездочный отель со спа-центром. А в большом купольном зале, где когда-то выступал Циолковский, теперь проходят свадебные торжества. Попасть во дворец можно в составе экскурсионных групп.
Дом Благородного собрания: концертный зал
Представители дворянства выкупили усадьбу князя Долгорукова-Крымского в 1784 году и перестроили ее под свои нужды. Здесь проходили престижные балы, дворянские собрания и выступления европейских знаменитостей. Здание сильно пострадало при пожаре 1812 года. Средства на его восстановление выделил Александр I. В более позднее время в Колонном зале особняка давали концерты Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков. А после революции Дом Благородного собрания переименовали в Дом Союзов и стали устраивать в нем традиционные новогодние елки. В остальное время здесь проводили научные конференции, общественные съезды и заседания, на которых не раз выступал Ленин. А еще Дом Союзов принимал крупные шахматные соревнования. За долгую историю существования он сохранил не только свой облик, но и предназначение. Как и много лет назад, здесь проходят концерты эстрадных звезд, различные культурные мероприятия, творческие вечера композиторов и поэтов.
Дом Тарасова на Спиридоновке: Институт Африки РАН
Городская усадьба купца Гавриила Тарасова — это целый комплекс зданий в стилистике итальянского Ренессанса. Она расположен на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. У особняка есть итальянский прототип — палаццо Тьене в Виченце. Считается, что Иван Жолтовский почти полностью скопировал работу Андреа Палладио. За это его работу часто критиковали, называли ее холодной и мрачной. Тарасов дал архитектору полную творческую свободу, но сам умер еще до завершения строительства. Дети купца тоже не смогли пожить в отцовском особняке. Из-за его богатой внутренней отделки налог на наследство оказался огромным. До самой революции сыновья Тарасова пытались снизить стоимость дома через суд, но ничего не вышло. В советские годы здание занимал сначала Верховный Суд СССР, позднее — посольства Германии и Польши. А с 1979 года в нем располагается Институт Африки РАН. За 100 с лишним лет фасады и интерьеры дома почти не изменились. Лишь застеклили арочный проезд во двор, превратив его в институтскую библиотеку.
Особняк Зиминых: подразделение Минкультуры
Эклектичная усадьба в Дегтярном переулке сменила много владельцев. Представительский особняк построили в 1896 году для табачного фабриканта Николая Зимина. Главная особенность усадьбы — хорошо сохранившиеся интерьеры и архитектурный декор фасада. А еще здесь никогда не менялась планировка. В помещениях особняка много мрамора, натурального дерева и лепнины. Стены и потолки залов украшены живописными панно, полы — мозаикой. В бывшей столовой особняка до сих пор висит оригинальная люстра, а в одной из комнат стоит изразцовая печь-голландка. Каждое помещение усадьбы выполнено в своем стиле. Домашний театр сочетает элементы готики, а бывший кабинет хозяина — яркий пример рококо. В последнем, кстати, снимали один из эпизодов «Брата-2». Долгое время здание занимал НИИ киноискусства ВГИКа. А в 2015 году его передали Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры. Во время реставрации во внутреннем дворе особняка обнаружили старинное нефтехранилище.
Хлудовские бани: ресторан
Попариться в престижных Центральных банях на Театральном проезде любили многие богатые промышленники, банкиры, ученые и представители творческой богемы. Среди них — Лев Толстой и Антон Чехов. До революции бани называли Хлудовскими, по фамилии хозяина. Купец Герасим Хлудов решил создать свой банный комплекс наподобие знаменитых московских Сандунов. Воплотить задумку ему помогли архитекторы Семен Эйбушитц и Лев Кекушев. Хлудов мечтал, чтобы бани напоминали восточный дворец. Но после смерти купца его дочери изменили концепцию комплекса. Кроме бань здесь работали массажные кабинеты, бассейн, парфюмерный магазин, парикмахерская, ресторан и небольшая гостиница. Простые люди могли попариться за 5 коп. Отдельный трехкомнатный «номер» для господ стоил 10 руб. А для самых почетных гостей были заказаны три таза из чистого золота. Хлудовские бани давно не выполняют первичную функцию. Теперь на территории комплекса находятся ресторан «Серебряный век», ночной клуб и гостиница, а по выходным проходят организованные экскурсии.
Конюшни нефтяника Манташева: офисы и танцевальные студии
Двухэтажный дом в стиле барокко был построен в 1912 году по заказу богатого нефтяника, отец которого профинансировал первый в мире нефтепровод. Здание выделяет огромная сквозная арка, массивные колонны и изящная башня с флюгером на шпиле. Это не жилой особняк и даже не театр, а бывший парадный вход конюшенного комплекса. Успешный нефтепромышленник Левон Манташев был большим любителем лошадей. Его скакуны участвовали в самых престижных конных соревнованиях. Сегодня улица, на которой находится здание, так и называется — Скаковая. А неподалеку располагается столичный ипподром. Лошадей Манташева выселили спустя несколько лет после того, как конюшни национализировали. Здание отдали Театру классического балета Касаткиной и Василева. Теперь о первом владельце напоминает только герб с вензелем «ЛМ» на фасаде. Сегодня особняк занимают офисы и детская балетная школа. Попасть в особняк у человека «с улицы» вряд ли получится — вход во двор закрыт. Но через кованые железные ворота в глубине двора можно рассмотреть уцелевший дом, в котором когда-то жили жокеи.
Автор: Ульяна Смирнова.
Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5c9bc4429a7947567c001ddd