В 2018 году объем рынка строительства и ремонта городских дорог может составить беспрецедентно высокую сумму 66 млрд рублей. Столько запросил курирующий эти работы комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
У КРТИ уже согласовано расходование 42,1 млрд рублей, и к ним чиновники просят добавить 24 млрд рублей. Впрочем, игроки рынка скептически относятся к таким планам. Они уверены, что главным драйвером роста рынка был грядущий чемпионат мира по футболу 2018 года, ради которого дороги, развязки и метрополитен и приводили в порядок. И, поскольку рынок инфраструктурного строительства живет в основном за счет госзаказов, сокращение бюджетного финансирования для него — серьезная опасность.
В подтверждение этой мысли подрядчики обращают внимание на то, что из дополнительных денег около 10 млрд рублей были запрошены на строительство метро, а не дорог и развязок. В то же время, несмотря на крупные инвестиции в метростроение в Петербурге, гендиректор «Метростроя» Николай Александров отмечает, что в целом объем госзаказов компании, наоборот, снизился. Два контракта «Метростроя» находятся на завершающей стадии: Фрунзенский радиус и Невско–Василеостровская линия достроятся в 2018 году. Еще два контракта действуют до 2019 и 2022 годов.
Для нового строительства дорог и развязок в городе действует адресная программа, в которую включены десятки адресов. Она перекликается с Концепцией развития транспортной системы Петербурга на 2017–2038 годы. По ней с 2017 по 2022 год в Петербурге планируется строительство новых 84 км дорог, реконструкция 47 км, работы на пяти мостах, строительство 38 развязок и путепроводов. Стоимость этих работ составит около 138 млрд рублей, из которых 108 млрд планируется выделить из бюджета Петербурга, а 30 млрд привлечь из внебюджетных источников. Среди крупных перспективных проектов — строительство обхода Красного Села, реконструкция Оборонной ул., второй этап пробивки наб. Макарова, строительство Южной широтной магистрали и многие другие объекты. Схожие планы есть и в Ленобласти (там тоже работают многие петербургские подрядчики), например, мост через Волхов у Киришей, развязка с КАД для запланированного транспортно–пересадочного узла в Девяткино и другие объекты.
В рамках чемпионата
Подрядчики и эксперты опасаются, что, как только в Петербурге пройдет чемпионат мира по футболу 2018 года, чиновники потеряют интерес к обновлению дорожной инфраструктуры, и финансирование значительно сократится. Ведь все крупнейшие инфраструктурные стройки последних лет стоимостью десятки миллиардов рублей были в рамках подготовки к чемпионату.
«Дорожная ситуация в городе относительно спокойная, так что основные усилия будут сосредоточены на окраинах города, которые стремительно застраиваются. Конечно, можно вложить деньги в улучшение сообщения с областью, но большого спроса на новые трассы нет. В первую очередь необходимо улучшение доступа к Московскому вокзалу, сейчас этот доступ явно не отвечает турпотоку», — говорит Павел Сигал, первый вице–президент «Опоры России».
Благоприятные условия
Ситуацию улучшило бы развитие работы в направлении государственно–частного партнерства (ГЧП). Однако пока проекты в формате ГЧП в дорожной отрасли единичны.
«Властям стоит сосредоточиться на развитии ГЧП. Оно создаст благоприятные условия и для подрядчиков, и для чиновников. Сегодня большинство проблем на рынке дорожного строительства связаны с тем, что рост цен на материалы не догоняет реальную инфляцию. Подрядчики вынуждены экономить на всем и некачественно выполняют свою работу», — отмечает партнер юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов.
Фото: Сергей Ермохин