Столица всегда была локомотивом девелоперского бизнеса и главным новатором. Но сегодня в условиях ограниченного числа площадок Москва вынуждена искать новые точки роста и развития проектов, сконцентрировавшись на работе с проектами редевелопмента.
В то же время ситуация в регионах выглядит более сбалансированной и отличается появлением новых и знаковых объектов. О положении дел на архитектурном рынке, балансе интересов между бизнесом, властью и горожанами мы поговорили с руководителем московского бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
— С каждым годом в Москве появляется все больше объектов на территории промышленных зон. С чем связан этот тренд?
— «Пустые» площадки для застройки остались в основном на территории Новой Москвы, а в границах Старой Москвы большую часть составляют промзоны, технические объекты, административные здания, которые уже не эксплуатируются. У такого мегаполиса, как Москва, потенциал развития редевелопмента при данной ситуации просто колоссальный даже в мировом масштабе. Причем это и точечные проекты, и крупные территории. Формат площадок также далеко не ограничивается промзонами и старыми НИИ. Например, сейчас назревает перспектива для развития отдельного пласта проектов, связанных с советским модернизмом. В таких зданиях располагаются различные ведомства и институты, которые функционируют там еще с 1970-х годов.
— Получается, что первая стадия редевелопмента условно заключалась в развитии лофтов в дореволюционных кирпичных зданиях, а вторая будет связана с объектами советского модернизма из-за нехватки новых территорий?
— На начальном этапе рынок работал с более простыми и понятными концепциями и площадками. У нас был строительный бум, и все привлекательные площадки достаточно быстро раскупили. Сейчас на одну хорошую локацию претендуют сразу все игроки. Редевелопмент был непонятен для рынка, и туда шли единицы. Начинали, конечно, с лофтовой тематики, удобной для промышленных зданий. Данный формат уже был успешно обкатан зарубежными специалистами и хорошо прижился у нас.
Сейчас у нас начинается этап, связанный с очень самобытным и одновременно распространенным в России типом зданий. К сожалению, подобные объекты не всеми расцениваются в качестве интересных и перспективных активов с точки зрения их сохранения. Зачастую они не обладают статусом памятников и без раздумий сносятся. К тому же, как и с любым объектом сохранения, при работе с ними возникают вопросы, связанные со спецификой конструктива, которые непременно будут возникать при эксплуатации здания. Не менее важно и приспособление сооружения под современные функции, благодаря которым объект станет востребованным и финансово успешным.
— Сейчас больше работы в столице или в регионах?
— Сложно сказать за весь рынок, но у нас немало региональных проектов и мы всегда готовыми с ними поработать. В столице работа сконцентрирована в большей степени в жилом сегменте, а в регионах огромное количество всевозможных проектов — от общественных центров до специализированной застройки.
К примеру, в Москве мы активно разрабатываем концепцию реновации старого железнодорожного депо рядом с метро «Курская». Это будет детально проработанный и камерный объект, где одна часть здания отдана под зону мини-ресторанов, еще одна — под фотостудии и компактный коворкинг. Депо очень хорошо расположено с точки зрения логистики, на второй линии, но при этом вдоль улицы Казакова. Получается, речь опять про редевелопмент.
А в регионах работаем с целым рядом проектов: крупнейшим является IT-кластер «Контур Парк» в Екатеринбурге. В будущем он должен стать уральской Кремниевой долиной с площадью застройки порядка 250 тыс. кв. м. Также в Екатеринбурге мы занимаемся сопровождением реализации жилого комплекса по нашей концепции для компании «Форум-групп».
Отдельно хочу отметить проект в Грозном — мы разработали концепцию многофункционального комплекса с жилыми и гостиничными площадями в самом центре города. Интересен он в первую очередь тем, что аналогов такого объекта в столице Чеченской Республики попросту нет. Здание имеет все шансы стать примером и драйвером для нового витка развития девелопмента в городе. Там будут находиться две жилых башни, которые внизу опоясаны стилобатной частью с ретейлом, кафе и ресторанами, досуговыми центрами для детей и взрослых.
— То есть у вас как у бюро конкретной специализации нет?
— Я бы так не сказал. За счет своего размера мы более мобильны, наращиваем экспертизу в различных областях. Крупные бюро, как правило, берут одну основную линию и идут по ней, получая все более серьезные объёмы. Мы от такой модели отказались изначально, так как нам интереснее сделать уникальный проект, со своим колоритом, который не собран из типовых решений, а сделан с нуля под конкретные задачи, людей и местность.
— В Грозном местный колорит учитывали?
— Не стояла задача создавать проект с обязательным национальным колоритом. При этом минималистичные решения не характерны для данного региона. Мы сочли возможным и необходимым сделать отсылки к узнаваемым графическим элементам, орнаментам, отдельным декоративным деталям. Также нам хотелось включить в интерьеры некие элементы современного искусства, что вылилось в очень интересные каллиграфические эксперименты. Так, например, небезызвестный Покрас Лампас работает с кириллицей, а мы предложили использовать художников, которые умеют виртуозно обращаться с арабской вязью.
Если продолжать тему, то стоит упомянуть, что местные особенности учитывались и при проектировании гостиничной и общественной частей. В гостинице не предусмотрены общий фитнес-зал и бассейн. Также здесь не так много конференц-пространств. Но детально продумана ресторанно-банкетная часть. Она здесь очень масштабная и разнообразная, что объясняется богатой культурной традицией и большим количеством видов застолий и возможных составов их участников. Для проведения различных торжеств и праздников нужны специальные отдельные помещения, оформленные соответствующим образом. Например, комнаты для невест. Такие особенности местной культуры нельзя игнорировать и необходимо максимально учитывать при разработке проектов.
— Насколько регионы сегодня в целом готовы к качественным проектам? Есть ли достаточный спрос?
— Тут все зависит от конкретного региона и его особенностей. Скажем так, инвестиционный потенциал для серьезных проектов есть в каждом городе. Но вот говоря о спросе — он не везде сформирован в достаточном количестве. Также в ряде городов-миллионников есть качественное дорогое предложение, которое на сегодняшний день является уже морально устаревшим, поэтому с точки зрения статистики необходимости в новых объемах нет, но на деле все оказывается иначе.
Еще один фактор, который важен для региональных проектов сегодня, — развитие общественных пространств. То, к чему Москва пришла совсем недавно, там тоже понемногу начинает претворяться в жизнь. И речь не столько про парки, скверы и бульвары, сколько про коммерческие объекты с открытой для жителей территорией. Будь то бизнес-центр, МФК или жилой комплекс, наличие грамотно спланированной инфраструктуры — основной залог успеха. И это всегда отлично воспринимается как со стороны потребителей, так и со стороны города.
Справка
Архитектурное бюро Т+Т Architects основано в 2012 году. Компания специализируется на проектировании жилых и общественных зданий, реновации объектов, дизайне коммерческих и жилых интерьеров. Среди крупнейших реализованных проектов — реконструкция гостиницы «Белград» (сейчас гостиница Azimut), лофт-квартала Studio #8, благоустройство территорий в ЖК River Park и МФК «Савеловский Сити» в Москве, реновация объекта «Мельница Шмидта» в Саратове.
Автор: Игнат Бушухин.
Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5d31a0da9a7947e950876b0d