Расселение Москвы

24.02.2016
Москва расселение Расселение Москвы: 5 способов реализовать идею Деребаски. Как в разных странах мира борются с перенаселением в столицах: от ограничений на этажность до возведения новых городов

Миллиардер Олег Дерипаска, владелец промышленной группы «Базовый элемент» и президент компании «Русал», предложил расселить Москву. По мнению бизнесмена, российскую столицу не стоит расширять, а жителей необходимо перевезти в другое место. «Каждый раз, подлетая к Москве, я задумываюсь: что эти люди там делают? Какая нагрузка на нашу экономику, — заявил олигарх. — Мы понимаем, что воронка, которая создана во времена сырьевого бума, которая затянула, — ее не будет, мы забудем об этом».

В настоящий момент население Москвы продолжает расти. В начале XXI века в столице жили чуть менее 10 млн человек, сейчас население превышает 12 млн жителей: каждый год москвичей становится как минимум на 100 тыс. больше. В 2012 году к столице присоединили часть территории Московской области к юго-западу от МКАД. Так площадь города увеличилась в 2,4 раза и достигла 2,5 тыс. кв. км — это вывело Москву на шестое место по площади среди всех городов мира. Плотность населения составила 4908,56 чел. на 1 кв. км.

Редакция «РБК-Недвижимости» изучила мировой опыт и собрала пять способов решения проблемы перенаселения в столицах. И если в одних странах с чрезмерной плотностью заселения борются постфактум, то в других государствах такой вопрос решили задолго до возникновения проблем.

Казахстан: перенос столицы

Самый очевидный способ избавиться от перенаселенности в столице — перенести ее в другой город. Так поступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В 1998 году вместо Алматы столицей Казахстана стал город Астана, в советское время известный как Акмолинск и Целиноград. Вопреки расхожему заблуждению, Астану построили не с нуля: люди жили на территории нынешней столицы еще в раннем Средневековье, а официальной датой основания поселения на берегу реки Ишим считается 1830 год. В СССР город стал центром освоения целинных земель Северного Казахстана, а в конце девяностых годов прошлого века здесь развернули масштабное строительство небоскребов и новых правительственных зданий. За последние 18 лет, в течение которых Астана считается официальной столицей Казахстана, население города увеличилось с 275 тыс. до 853 тыс. человек. За это же время прирост населения в Алматы составил 223 тыс. жителей — в три раза меньше, чем в Астане.

На данный момент полуторамиллионный Алматы остается крупнейшим городом Казахстана, однако масштабные вливания в Астану позволили в значительной мере перенаправить миграционные потоки. И в тот и в другой город продолжают приезжать переселенцы со всего Казахстана, но теперь этот поток хотя бы разделен на два направления. Во многом новая столица оказалась более привлекательной для миграции: здесь постоянно идет строительство, открываются новые компании и создаются рабочие места. В плане архитектуры Астана и вовсе стала одним из самых заметных городов в мире. Широкую известность получила «Акорда» — официальная резиденция казахстанского президента. Еще большую славу обрел «Байтерек» — монумент-символ новой столицы.

Впрочем, Алматы тоже не забыли — с 2004 года здесь формируется региональный финансовый центр с Казахстанской фондовой биржей, а местные предприятия наращивают производство.

США: ограничение высоты зданий

Потомки европейцев, заселивших Соединенные Штаты Америки, хорошо помнили скученность зданий и узкие улицы современных им европейских столиц. Чтобы избежать подобной перенаселенности, в США еще в 1894 году ввели ограничения на максимальную высоту зданий в столице страны Вашингтоне. Нормы, принятые более 100 лет назад, действуют до сих пор: в городе нельзя возводить объекты, высота которых превышает ширину прилегающих улиц более чем на 6,1 м. Помимо контроля над численностью населения, эта норма защищает исторический облик Вашингтона — сейчас никто не может застроить его небоскребами.
В результате контроля над застройкой города вот уже 30 лет население Вашингтона колеблется вокруг комфортной для инфраструктуры отметки в 600 тыс. жителей. По сравнению с 1950 годом столица даже опустела: в тот ее населяли более 800 тыс. американцев. Здесь мало крупных предприятий, и если бы не правительственные здания, Вашингтон мог бы стать вымирающим городом — большие компании предпочитают открывать офисы в других населенных пунктах. На госслужбе заняты почти 30% вашингтонцев, еще 19% живут за чертой бедности — бедняки исторически переезжали в столицу, а потому сейчас в Вашингтоне сложилось странное сочетание обеспеченных чиновников и людей, живущих на пособие по безработице.

Между тем в США есть города, страдающие от чрезмерной заселенности. Самый яркий пример — Нью-Йорк, финансовая столица страны с плотностью населения больше 10 тыс. человек на 1 кв. км. По этому показателю город оказался в два раза теснее Москвы. В самом Нью-Йорке живет немногим более 8 млн человек — с 2000 года население выросло всего на 400 тыс. жителей. Чрезмерный рост ограничивается высокими ценами на недвижимость и нехваткой места: в отсутствие свободных площадок Нью-Йорку остается расти только вверх. Свою роль играет и нежелание американцев селиться в квартирах. В США средний класс предпочитает отдельные дома за чертой города, а потому при первой возможности сбегает из мегаполиса ради домика в пригороде. Явление называется субурбанизация и охватывает большинство городов-миллионников в Соединенных Штатах.

Бразилия: столица с нуля

Рио-де-Жанейро был столицей Бразилии почти 200 лет, однако в середине XX века президент страны Жуселину Кубичек решил замедлить массовое переселение в юго-восточную часть государства. Побережье Атлантического океана привлекало бразильцев благодаря наличию работы, пляжам и хорошему климату, а столичный статус Рио-де-Жанейро только подстегивал миграцию. Недалеко росли другие мегаполисы — Сан-Паулу, Витория, Куритиба — однако перенос столицы в один из этих городов не принес бы результата: фавелы появлялись слишком быстро. Чтобы сформировать новый очаг развития, Бразилии нужен был совершенно другой район — и в 1960 году Кубичек заложил столицу в географическом центре страны вдали от моря.

Новую столицу возвели на Бразильском плоскогорье на высоте более 1 км над уровнем моря. До крупнейших городов страны Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу — более 1 тыс. км: Бразилиа должна была стать катализатором роста на прежде неосвоенной территории. Изначальный проект предусматривал заселение столицы 400 тыс. жителей, значительную часть которых составили бы госслужащие и иностранные дипломаты, работающие в посольствах.

По замыслу авторов, в городе не должно было возникнуть социального расслоения благодаря высоким доходам каждого жителя. От строителей, которые возвели город за пять лет, планировали избавиться — после окончания работ те должны были разъехаться по родным городам. Вместо этого рабочие остались в столице. Покупать дорогое жилье в центре города для правящей элиты они не могли, а потому начали расселяться на близлежащих территориях. Вокруг центрального ядра с архитектурными шедеврами быстро возник и стал неконтролируемо расти пояс из пригородов: все проблемы фавел Рио-де-Жанейро возникли на новом месте.

Современное население агломерации Бразилиа насчитывает 2,6 млн человек — всего на 700 тыс. жителей меньше, чем было в «перенаселенном» Рио-де-Жанейро в 1960 году. Сам Рио-де-Жанейро расти также не перестал: сейчас в бывшей столице Бразилии проживает больше 6 млн человек.

Франция: развитие соседних городов

Протяженность Парижа в длину — менее 10 км. Весь город можно пройти пешком насквозь за два часа, однако это не мешает французской столице оставаться одним из финансовых центров Европы и привлекательным местом для работы. Разрастание Парижа долгое время ограничивала крепостная стена вокруг города, благодаря которой центральные районы столицы даже получили название «интра-мюро», то есть «внутри стен». Исторические реалии предопределили и современные границы Парижа — официальная площадь и административное население столицы не меняются с 1859 года.
Секрет в том, что вместо центрального Парижа в регионе развиваются окрестные города с собственной инфраструктурой. После демографического кризиса 1960-х, когда население радиально-ориентированного Парижа подскочило почти до 3 млн жителей, французские власти приняли план развития «Большого Парижа» — агломерации, которая включала в себя и столицу, и прилегающие территории. В результате вокруг Парижа начали бурно развиваться пригороды, в числе которых Сержи-Понтуаз, Марн-ла-Валле, Эври и другие.

Все эти города нельзя назвать пригородами в чистом виде. С одной стороны, они связаны со столицей единой транспортной системой скоростного метро, и многие парижане действительно покупают жилье за пределами столицы в поисках низких цен. С другой стороны, каждый из этих населенных пунктов имеет свою специализацию, которая позволяет им развиваться независимо от Парижа. Сравнительно дешевое жилье вкупе с благоприятной экологией и близостью Парижа привлекают туда молодые семьи, что обеспечивает стабильный прирост населения. Так население французской столицы вернулось к привычному для французов рубежу в 2,1–2,2 млн жителей. За последние 25 лет в Париже не было резких демографических скачков: удар принимали на себя предместья. В данный момент в «Большом Париже» проживают почти 11 млн человек.

Дополнительная причина стабилизации размеров Парижа — привычка престарелых французов уезжать в теплые края. Вместо того чтобы оставаться в столице, парижские пенсионеры перебираются в сельскую местность, на морское побережье или на заморские территории, сохранившиеся у Франции с колониальных времен. Так в столичной недвижимости освобождается место для молодых специалистов.

Китай: объединение городов

В 2010-х годах китайская столица столкнулась с теми же проблемами, что и Москва — но с неизбежной поправкой на китайский масштаб. По официальным данным, население Пекина насчитывает 22 млн человек. Это почти в два раза больше, чем в 12-миллионной Москве. При этом вокруг Пекина расположено еще больше пригородов, чем в Подмосковье, а в 117 км к юго-востоку находится промышленный центр Тяньцзинь с населением в 14,5 млн человек. Два мегаполиса связывает скоростная железная дорога, поезда по которой курсируют на скорости 330 км/ч, — впрочем, одной ветки все равно не хватает для транспортного обеспечения целого региона.

Стихийная застройка территорий вокруг Пекина напоминает бурный рост городов Подмосковья: каждый населенный пункт ведет собственную политику, а в некоторых направлениях путь в столицу занимает по три-четыре часа в одну сторону.

Чтобы взять растущий мегаполис под контроль, китайское правительство решило соединить все соседние территории в один супергород: к Пекину присоединят не только поселения-спутники, но и Тяньцзинь, а также целую провинцию Хэбэй, опоясывающую столичный регион. В результате должна получиться единая структура, управляющая 21,2 млн га земли: такова площадь новой мегастолицы, в которую превратится Пекин через несколько лет. Площадь Москвы с учетом присоединенных территорий меньше Нового Пекина в 85 раз, а население китайской столицы уже сейчас превышает 100 млн человек.

Будущая столица получит название Кин-Цзинь-Чжи. Из центральных районов (то есть из современного Пекина) выведут большинство административных учреждений — по плану, они расположатся в слабозаселенных районах Хэбэя. План как под копирку повторяет концепцию разгрузки Москвы пятилетней давности — но если в России перенос госструктур на новые земли пока буксует, то в Китае процесс намерены завершить к 2022 году. На примере Пекина и Кин-Цзинь-Чжи Россия увидит, с чем может столкнуться Москва при сохранении текущих тенденций и продолжающейся миграции: площадь новой китайской столицы соответствует размерам Белоруссии, население, по расчетам, составит 130 млн человек. Всего на 16 млн человек меньше, чем во всей современной России.

Антон Погорельский

Источник: РБК-Недвижимость