14.03.2016
Мнение: клубный формат домов в Москве на пике популярности
О рынке премиальных клубных домов Москвы, его особенностях и покупателях в своей авторской колонке рассказывает генеральный директор компании «СМУ-6 ИНВЕСТ» Алексей Перлин
Клубные дома в Москве не просто прижились — они пользуются стабильно высоким спросом, который растет год от года. Ни кризис, ни законодательные изменения почти никак не влияют на рост популярности этого формата жилья.
Несмотря ни на что люди продолжают вкладывать деньги в себя, в детей и в их будущее, в свой дом. Формат клубных домов в столице представлен довольно узко — это штучное предложение. Доля таких объектов на московском рынке высококлассной недвижимости не превышает 10%, а в целом от всего объема жилья — не более 7%.
Покупатели квартир в клубных домах, как правило, не пользуются кредитами и не строят планы на жизнь в однокомнатных апартаментах. Они мыслят и живут другими категориями: семейные ценности для них в приоритете, а семью в «однушку» не поселишь, даже в элитном доме на Остоженке.
Понятие «клубный дом» появилось на российском рынке недвижимости сравнительно недавно — в начале 2000-х. Такие дома чаще всего относятся к классам бизнес+ или элитному, строятся по эксклюзивному проекту и рассчитаны всего на 15–25 квартир. Покупатели — как правило, люди с высоким материальным достатком, и, главное, все они принадлежат к одному социальному классу.
Клубные дома — это прежде всего атмосфера уединения и чувство приватности, комфорт и уют. Главное достоинство дома такого формата отражено в его названии. Традиционно локацию, в которой строятся клубные дома, характеризуют транспортная доступность, престижное местоположение, близость благоустроенных парковых территорий, хороших школ и других социальных и культурных объектов, формирующих качество городской среды.
Проект любого клубного дома — непременно высокие стандарты качества строительства с использованием наиболее современных технологий и первоклассных материалов. Над отделкой квартир и помещений общего пользования в домах данного формата нередко работают ведущие зарубежные дизайнеры.
Как правило, подобные проекты могут похвастаться изящной отделкой фасадов и общественных зон, продуманным ландшафтным дизайном и собственной благоустроенной территорией.
Архитектурные решения таких комплексов чаще всего характеризуются сдержанностью и лаконичностью, при этом вся роскошь — внутри. Эстетикой и комфортом в угоду функциональности, даже в условиях кризиса, покупатели премиального жилья жертвовать не готовы. Так же как и мириться с плохой транспортной доступностью или отсутствием собственного подземного паркинга. Инфраструктура клубных домов не предусматривает избыточных опций, а вот безопасность и высокая транспортная доступность объекта — обязательные условия. В инфраструктуре большинства клубных проектов (более 90%) есть благоустроенный двор, оборудованы детские площадки, места для хранения велосипедов и колясок. В 37% клубных домов — консьерж-служба. Эксплуатируемые кровли, спа с бассейном и тренажерным залом, детские сады, магазины или отделения банков — нетипичные опции для инфраструктуры клубных домов.
Сегодня большинство столичных проектов клубных домов концентрируется в центре города или на западе Москвы. По данным аналитиков компании «СМУ-6», за прошлый год на столичный рынок вышло семь новых проектов такого формата, все они относятся к премиальному классу жилья. В их числе «Кленовый дом», «Булгаков», «Резиденция на Всеволожском», CHEKHOV, постепенно география подобных проектов расширяется, так же как и размывается понятие бизнес-класс. Только в Северном округе Москвы в 2015 году на продажу вышло сразу два новых объекта: «Юннаты» и «Дыхание».
В новых клубных проектах столичных застройщиков большую долю составляют апартаменты (68%), квартиры (27%), а также проекты, включающие и квартиры, и апартаменты (их всего 5%). За прошлый год на рынок жилья класса бизнес+ выведен ряд объектов (45% от общего числа), в которых представлено свыше 100 лотов, и лишь в 25% от общего числа возводимого жилья предлагается от 20 до 50 лотов.
Такие камерные проекты не строятся массово, к тому же это не слишком рентабельно для застройщика. Строительство клубного дома элитного или бизнес-класса обойдется застройщику на 40–50% дороже, чем возведение дома такого же класса, в том же районе, но на 400–500 квартир.
Семьи с детьми — основные покупатели квартир в клубных домах. Поэтому традиционный запрос клиентов — это квартиры с тремя-четырьмя спальнями и площадью 90–100 кв. м. Средний бюджет покупки квартир составляет 30 млн руб. Очевидно, что в премиальном классе ценник на подобное предложение существенно выше — около $4 млн за лот площадью 150–180 кв. м в доме, расположенном в районе Остоженки. Но даже наиболее дорогие предложения квартир в клубных домах (такие как пентхаусы или верхние этажи с панорамными видами) пользуются стабильным спросом. В «Юннатах», к примеру, все квартиры были проданы за шесть месяцев до сдачи дома.
Главная причина стабильного спроса на квартиры в клубных домах — ограниченное предложение на рынке. Несмотря на санкции, кризис, курс рубля, новые законодательные инициативы и повальное банкротство банков — все то, что пугает нас каждый день, — люди не перестали и не перестанут тратить деньги на себя, на семью, на детей, на их будущее, на свой дом. Это вопрос качества жизни и рациональности. Когда в обществе нет стабильности, свой дом становится чуть ли не единственным оплотом, где тебя окружают единомышленники, которые рассуждают и действуют, руководствуясь той же логикой. И прекрасно, если твой дом не «муравейник»: когда понятие «плотности застройки» не поддерживается какими-либо нормами, всегда есть риск стать заложником ситуации, жителем мегаполиса в густонаселенном доме, расположенном вплотную к соседскому строению. Именно поэтому клубный формат в наши дни на пике популярности.
Алексей Перлин специально для «РБК-Недвижимости»
Источник: «РБК-Недвижимость»