Столичные школы искусств уделяют особое внимание устному и музыкальному народному творчеству. Как отметила заместитель Мэра Наталья Сергунина, русский национальный фольклор сегодня изучают более 11 тысяч юных москвичей.
«Народному творчеству обучают в 112 школах и колледжах искусств. Ребята осваивают три направления: “Народные инструменты”, “Музыкальный фольклор” и “Сольное народное пение”. Одновременно они знакомятся с культурным наследием страны — сказками, играми, былинами, пословицами, узнают о традиционных ремеслах», — рассказала Наталья Сергунина.
Ребята сразу по поступлении в школу могут убедиться в разнообразии национального фольклора. На выбор им предлагают сольное выступление или в ансамбле, множество инструментов — балалайку, домру, гусли, баян, аккордеон или гитару. Занятия не ограничиваются одним направлением: певцов учат аккомпанировать себе, музыканты изучают танцы.
Творческие экспедиции
Марина Еремина, преподаватель музыкального фольклора в детской музыкальной школе имени В. И. Сафонова, считает, что люди нуждаются в своей истории. И творчество — один из самых доступных способов ее познать.
«Традиционная культура, передаваемая из уст в уста, от поколения к поколению, охватывает все аспекты жизни древних русичей: бытовой уклад, мировоззрение, отношение к семье. Исследуя, как жили наши предки, мы начинаем понимать их и самих себя. Фольклор открывает детям мир чувств, развивает мышление и воображение», — пояснила Марина.
Многообразие русского фольклора охватить сложно: культура разных областей (а порой и соседних сел) отличалась друг от друга диалектами, жанрами, ритмом песен, хореографическими приемами, костюмами. Кроме того, у каждого музыканта своя манера исполнения. Поэтому учащиеся направления «Музыкальный фольклор» нередко специализируются на конкретной местности. Юные артисты выезжают вместе с преподавателями в экспедиции, где перенимают мастерство у местных жителей.
Ансамбль Марины Ереминой выбрал для себя традиции Липецкой области. Ученица Ереминой, 14-летняя вокалистка Анна Киршанкова, призналась, что творческие поездки для нее — любимая часть учебной программы.
«Меня приводит в восторг, когда местные жители, бабушки и дедушки, услышав звуки гармони, начинают петь старинные песни. Благодаря экспедициям, у меня есть уникальная возможность познакомиться с красотой одежды и утвари тех времен. Мы узнаем о традициях от непосредственных носителей и сохраняем их», — гордится Анна.
Стать ребенку наставником и другом
Учащиеся всех трех направлений занимаются несколько раз в неделю. Например, уроки по вокалу начинаются с распевки, дыхательной гимнастики (пение построено именно на технике дыхания), дикционных упражнений, затем переходят к повторению старых и разбору новых песен. Есть групповые и индивидуальные программы обучения. Но при любом формате педагог ищет подход к каждому ребенку, уточнила Марина Еремина.
«Искусство — не точная наука, нельзя подогнать учеников под универсальную формулу. Воспитание творческой личности требует творческого подхода. Наша задача — стать ребенку и учителем, и наставником, и другом. Кроме того, потенциал и цели у детей разные. Для кого-то незначительный, казалось бы, успех может быть победой, за которой стоит огромный труд», — приводит она пример из своей практики.
Занятия по сольному пению проводят только индивидуально. На них предусмотрено глубокое погружение в традиционную культуру, также здесь постигают азы вокала, расширяют диапазон голоса. Воспитанники исполняют как народные песни, так и современные композиции в народном стиле. При этом в будущем они могут стать и эстрадными артистами.
Взрослея, некоторые дети начинают стесняться того, что исполняют народную музыку, сожалеет Наталья Лысенко, преподаватель сольного народного пения детской школы искусств имени Я.В. Флиера.
«Маленькие дети занимаются фольклором с удовольствием, но, когда подрастают, начинают испытывать стеснение, которое трудно преодолеть. Я объясняю им, что они не должны никому подражать, что им надо быть самими собой, а не как все. Если этот барьер с подростком пройдешь, он станет фанатом своего дела. Мне приятно, когда выпускники возвращаются в школу, рассказывают о себе, зовут на концерты», — поделилась педагог.
Ребята действительно относятся к выбранному ими виду искусства с трепетом. Ученица Натальи Лысенко, 11-летняя Светлана Соболева, объясняет, что народный вокал свободнее — в отличие от того же эстрадного, у которого есть четкий стандарт. Ей есть с чем сравнить: раньше девочка ходила на хор, где нужно было просто стоять и петь свою партию.
«Фольклор дарит всплеск энергии. У него нет границ, можно смело импровизировать. За каждой песней стоят старинные традиции, ее интересно исполнять. Правда, сольное пение сложнее, нужно уметь управлять своим голосом. В ансамбле можно за кого-то “спрятаться”, а если ошибешься один, публике будет слышно», — отметила юная артистка.
С народными инструментами связан другой стереотип: о скудности репертуара. Кирилл Лаврушкин, преподаватель игры на балалайке в Детской музыкальной школе имени В. Я. Шебалина, с ним совсем не согласен.
«Многие думают, что на балалайке играют лишь народные песни и частушки. Да, у нее всего три струны, но набор звуков очень богат. Балалайка звучит в театральных постановках и операх, современные композиторы включают ее в произведения, даже джазовые. Если привить ребенку любовь к инструменту и наладить контакт, он достигнет успехов», — делится секретом Кирилл.
Концерты и конкурсы
В этом году Василий Колосов, выпускник Кирилла Лаврушкина, поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. Преподаватель гордится тем, что смог раскрыть его талант. И сам студент благодарен своему наставнику.
«Кирилл Дмитриевич поддерживал, верил в меня. Вообще преподаватели не воспринимали нас как работу. Они “болели” за нас, хотели, чтобы мы чего-то добились. Перед концертом говорили: играй для себя, а не для того, чтобы впечатлить публику. Это помогало справиться с волнением. Такие чуткие педагоги и позволяют достигнуть вершин», — уверен Василий.
Он добавил, что школы и колледжи искусств регулярно организуют концерты. На них ученики могут продемонстрировать плоды своих трудов и получить «обратную связь» от зрителей. Если учитель видит в ребенке хотя бы маленький росточек потенциала, то старается выставить его на конкурс.
Например, в Год культурного наследия народов России (2022) состоялся концерт «Виват фольклор!» в рамках Недели московских школ искусств на ВДНХ. А на Большом фестивале школ искусств в том же году учащиеся народных направлений показывали свое мастерство в концертном зале «Зарядье».
Юные дарования Москвы постоянно становятся победителями таких конкурсов, как Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица», Международный фестиваль-конкурс вокалистов «Оптинская весна», Всероссийский этнографический фестиваль музыки и танца «Тимоня». Артисты пробуют свои силы и в конкурсе грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства. В этом году Гран-при завоевала исполнительница на балалайке Анна Батова, ученица школы имени В.Ф. Одоевского, а в прошлом — Русский народный оркестр колледжа Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
Как справиться с застенчивостью
Не каждый ребенок стремится к славе. Но педагоги отмечают, что даже те ребята, которые не собираются становиться профессиональными артистами, трудятся упорно. Ведь где, как не в школе искусств, будет возможность выйти на сцену. Фольклор стимулирует личностный рост ребят.
Брат Василия Колосова, 11-летний Петр, тоже учится игре на балалайке в школе имени В.Я. Шебалина. Младший Колосов — лауреат второй и третьей степеней Всероссийского фестиваля «Александр Цыганков и Андрей Горбачев приглашают». Музыка для него — скорее хобби, чем призвание, но она помогла ему раскрыться, побороть застенчивость.
Педагог Наталья Лысенко подчеркивает, что народное творчество развивает в детях индивидуальность.
«Чтобы завоевать зрителей, нужно уметь себя преподнести, достучаться до каждого, кто сидит в зале. Это требует огромной работы над собой. И когда это получается, дети обретают уверенность, их самооценка повышается», — рассказала она.