Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга провела опрос среди производителей автодомов и прицепов и выявила в России по состоянию 1 ноября 2023 года 98 создателей этого вида автомобильной техники.
«В России более 100 организаций, которые производят автодома, прицепы и переоборудуют автомобили для автотуристических целей. Из них 20 организаций специализируются именно на прицепах, — сказал президент Ассоциации, замруководителя рабочей группы по развитию автомобильного туризма и придорожного сервиса комиссии Государственного Совета РФ по направлению «туризм, физическая культура и спорт», руководитель Комитета Московской Торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам развития устойчивых транспортных систем Сергей Лобарев. — В среднем в год производят и переоборудуются порядка 300 автодомов и прицепов, а эксплуатируется в России более 25 тысяч. Очевидно, что спрос наших автотуристов на данный вид транспорта не удовлетворяется».
Производители выпускают более 30 изделий в месяц или год (в зависимости от объемов производства). Практически все опрошенные нуждаются в расширении производства – 80%. Очередь на заказ автодома или прицепа в некоторых организациях выстроилась на год вперед: нам известны производители, у которых открыта запись только в сентябре 2024 года.
Главными инструментами продвижения отечественные разработчики автодомов и прицепов выбирают такие площадки, как Авито и собственный сайт. Распространять продукцию помогают «сарафанное радио» и таргетинг. Многие пользуются услугами блогеров на Авто.ру, в youtube, демонстрируют свои продукты на выставках.
«Отсутствие квалифицированных кадров и пропаганды автотуризма как комфортного способа путешествовать — это главная проблема, которую мы обнаружили, опрашивая производителей, — сообщил член Правления Ассоциации Денис Манько. — 55% рассказали о высокой востребованности маляров, сборщиков, электриков, специалистов по стеклопластику, формовщиков, слесарей, клейщиков, станочников ЧПУ. В некоторых регионах востребованы разнорабочие».
Туристы мало информированы о пользе и удобстве автодомов и прицепов, сообщили в организации. Регулярно владельцы такого транспорта останавливаются на дороге и оказываются центром внимания любопытствующих прохожих. При этом сами производители почти не получают дивидендов от государства. По мнению Ассоциации, этот вопрос необходимо обозначить в готовящейся Концепции развития автотуризма.
«90% опрошенных попросили финансовой поддержки от органов государственной власти. И это неудивительно: ценовая политика действительно жесткая, это нас беспокоит. Чтобы запустить в России массовое производство автодомов и прицепов, бизнесу нужны субсидии на развитие производства, гранты на проектирование, пониженная ставка по кредитам, льготные займы, лизинг, компенсация расходов на сертификацию продукции, субсидирование расходов на энергоносители, снижение ставки аренды земельных участков, компенсация затрат на участие в профильных выставках, — пояснил Сергей Лобарев. — Ассоциация намерена рассмотреть вопрос о встрече с представителями Минэкономразвития, Минпромторга РФ и Госсовета, чтобы найти возможность предоставить льготы, субсидии, гранты производителям автодомов и прицепов».
Проблемы поставок, российских, европейских и китайских комплектующих и материалов беспокоят 80%, следует из результатов опроса. Детали из Китая едут долго, а заказывать комплектующие из Европы очень дорого. Есть проблемы с логистикой, поскольку существенная часть комплектующих поставляется из Китая.
«Курсы валют сильно бьют по закупке и, как следствие, по спросу. Даже российские подрядчики испытывают трудности, так как зачастую работают с зарубежными материалами. Поэтому логистические поставки даже при работе с отечественными компаниями затягиваются», — отметил Денис Манько.
В Ассоциации отметили рост на рынке комплектующих для автодомов и прицепов, при производстве которых допущены дефекты. Например, в августе, по словам экспертов, наблюдался большой объем некачественных солнечных панелей, что привело к участившейся смене поставщиков.
«Мы видим проблемы с поставками по времени и цене. Так, Иркутская область — отдаленный регион, дорогая логистика, все ключевые поставщики находятся в западной части России. А всё, что из Китая, идёт также через Москву, несмотря на наличие прямой дороги и территориальную близость», — сказали в Ассоциации.
Опрос выявил трудности с получением свидетельства безопасности конструкции транспортного средства, с которыми сталкиваются 25% производителей техники.
«ГИБДД не хочет узаконивать многие решения, реализованные по запросам клиентов. Из-за этого падает спрос, — объяснил Денис Манько. — Каждые 3 года приходится обновлять сертификацию ОТТС. Это дорогостоящая процедура. Длительные сроки, бюрократические и законодательные препятствия, высокие цены — все это мешает предпринимателям развиваться на рынке».
Ранее эксперты Ассоциации автомототуризма рассказали, как выйти за рамки привычных бюрократических ограничений и расширить спектр своих услуг с помощью лизинга.