Дефицит кадров и рост издержек: в ГК Альфа-Лизинг рассказали об основных проблемах рынка автомобильных грузоперевозок

По итогам 2023 года объемы грузовых автоперевозок на российском увеличились на 12%. Но главные проблемы логистической отрасли – дефицит кадров и рост издержек – остались не решенными. Что ускорит полное восстановление отрасли рассказали в ГК Альфа-Лизинг.

 

В России объемы грузовых автоперевозок в 2023 году выросли на 12% по сравнению с 2022 годом, особенно на внутреннем сообщении. Основной предпосылкой для этого стало активное развитие маркетплейсов и электронной коммерции. Помимо этого, в стране растет оборот промышленных производств, продукция которых нуждается в оперативной отгрузке потребителям.  Повышение спроса на доставку в торговые сети – еще одна причина положительной динамики. Объем перевозок в розничные точки вырос на 26% год к году. На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение спроса на 45%, грузооборота – на 63%. Кроме того, в прошлом году автоперевозки частично закрывали объемы железнодорожной транспортировки, особенно, в периоды простоя железных дорог из-за непогоды.

 

Международные автомобильные грузоперевозки показывают более умеренный рост. Например, объем европейского рынка в 2023 году сократился на 0,4% в реальном выражении до 448 млн евро по сравнению с 2022 годом. Лидером по абсолютным объемам международных автоперевозок остается Белоруссия — рост заявок в экспортном сообщении увеличился на 48%, в импортном — на 41%.

 

По объему перевозок также преуспевает Китай: количество заявок на импорт увеличилось в 3 раза, на экспорт – на 88%. Грузоперевозки в Китай и обратно включают товары народного потребления и оборудование, кроме того, в 2023 году было снято таможенное ограничение на поставки фруктов из Китая, в связи с чем увеличилось число заказов на рефрижераторные перевозки.

 

В остальных странах, с которыми у России налажен товарообмен, наблюдается снижение спроса на международные автомобильные грузоперевозки. Однако на отрицательные результаты косвенно влияет не только низкая проходимость погранпунктов, но и дефицит квалифицированных кадров и в целом рост издержек логистических компаний. Например, нехватка водителей-дальнобойщиков стала причиной роста цен на автоперевозки грузов 27,9% к началу 2024 года. Сейчас рынок труда в России в данном направлении — рынок соискателя, где они имеют возможность требовать повышения уровня зарплаты, удобного им графика и условий работы. Несмотря на это, приток новых кадров в отрасль достаточно слабый. Средний возраст дальнобойщиков составляет 45–55 лет. Ажиотажный спрос на персонал вместе с низким спросом может поднять зарплаты в сфере логистики еще на 20-30% в 2024 году, так как соотношение вакансий и резюме в отрасли сейчас составляет 3:1.

 

Сейчас издержки логистических компаний, помимо нехватки водителей и роста зарплатных ожиданий, растут из-за подорожания топлива и обслуживания транспортных средств. Соответственно, это отражается на стоимости перевозок. Так в 2023 году цены на автомобильные грузоперевозки по России в среднем увеличились на 27,9%, а в последние три месяца наблюдался рост на 6,1%. Особенно заметно подорожали рейсы из Москвы в Нижний Новгород — на 72,6%. В то же время, стоимость доставки из Москвы в Екатеринбург снизилась на 7,4%. Международные тарифы также выросли: экспорт из России подорожал на 16%, а импорт — на 12%.

 

Побороть кадровый голод позволит возрождение государством профильных учебных заведений, которые раньше находились в разных регионах страны и готовили профессиональных водителей категорий D и СЕ, а также работа над популяризацией профессии водителя. Логистическим компаниями в частном порядке стоит рассмотреть организацию собственных кратковременных обучающих курсов для подготовки профильных кадров. Сократить операционные издержки на обновление автопарков и складского оборудования поможет лизинг с минимальными первоначальными затратами на выгодных условиях для представителей бизнеса.

 

«Чтобы удержать рост цен на автомобильные перевозки грузов, отрасли необходима автоматизация и цифровизация, за счет которых возможно сократить часть операционных расходов, оптимизировать маршруты и улучшить эффективность использования транспорта, – считает Анна Грахова, руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК Альфа-Лизинг. – Но в сфере грузоперевозок не хватает не только водителей, но и работников склада, грузчиков, курьеров, экспедиторов. Здесь тоже оптимальным решением станет оцифровка ряда процессов. Например, в 2023 году начались тестовые отгрузки по электронным транспортным накладным, в 2024 году ожидается полный их переход в онлайн. В текущем году растет и число роботов, задействованных во многих операционных процессах на складах».