03.06.2017
Дома для избранных: как было устроено элитное жильё в СССР
От дома на набережной до высотки на Котельнической — в Москве советского времени каждый дом партийной элиты становился городской знаменитостью
Термин «элитная квартира» возник в Москве задолго до того, как такое жилье появилось в продаже. За полвека до становления свободного рынка элитная недвижимость проектировалась, строилась и заселялась — в основном партийной номенклатурой, а также людьми, полезными партии. Первые элитные дома в Советском Союзе возвели в Москве в 30-х годах прошлого века.
«Двойные стандарты в жилищном вопросе широко практиковались, — вспоминает председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева. — Для партийной, военной и научной элиты, а также творческой интеллигенции возводили дома, существенно превосходящие массовую застройку».
В привилегированный список жильцов также входили дипломаты, академики и писатели, перечисляет Павел Трейвас, управляющий партнер агентства недвижимости Point Estate. Купить такую квартиру было невозможно — жилье выдавалось государством в пользование, так как в Советском Союзе не было частной собственности, указывает вице-президент по розничным продажам Группы ПСН Екатерина Тейн. Престижную недвижимость можно было только заслужить или унаследовать.
«В число легальных способов получить квартиру в элитном доме входили продвижение по административной лестнице, а также выдающиеся личные заслуги и достижения в науке, искусстве, здравоохранении либо производственной сфере, — рассказывает Румянцева. — Еще один доступный вариант — породниться с семьей советской элиты: заключив брак, можно было стать членом избранной группы, которой доступны незримые блага и привилегии «бесклассового» коммунистического общества».
Первыми элитными домами в советской Москве стали знаменитые сталинские высотки. Характерные здания со шпилями начали строить в 30-х годах прошлого века: архитектура этих домов во многом повторяла формы первых небоскребов Нью-Йорка. «Высотки выделялись за счет особой монументальности, величия и декоративности — как внешней, так и внутренней, — рассуждает Румянцева. — Снаружи элитные дома той эпохи отличали колонны, портики, скульптурные фигуры и барельефы с советской символикой. В отделке фасадов и внутренних общественных зон применялись мрамор, гранит, бронза, ценные породы дерева. Знаменитые сталинские высотки имели даже то, что сейчас называется собственной инфраструктурой — магазины, кинотеатр, почтовое отделение и теплые гаражные боксы».
Из семи сталинских высоток жилыми являются только три: на Кудринской площади, на площади Красных Ворот и на Котельнической набережной, утверждает Павел Трейвас. «Кроме того, часть высотки МГУ на Воробьевых горах тоже жилая: в башнях, расположенных по краям здания, находятся так называемые профессорские квартиры. Правда, на рынке продажи они не представлены», — уточняет управляющий партнер Point Estate.
Дом на набережной (он же Первый Дом Советов) можно назвать первым советским элитным проектом, считает Трейвас. Этот дом построили в 1931 году на острове Балчуг в самом центре Москвы. «По сути, это полноценный жилой комплекс с развитой инфраструктурой. Правда, в 30-е годы такого понятия не существовало — в тот момент использовался термин «жилой комбинат», — рассказывает Трейвас. — В жилом комбинате было все необходимое для советских граждан: магазины, дома быта, детские сады, почта и даже кинотеатры (в Доме на набережной — «Ударник», в высотке на Котельнической — «Иллюзион»)».
Высотка на Котельнической появилась позже — строительство этого небоскреба завершилось в 1952 году. Место для будущего памятника архитектуры выбирал лично Лаврентий Берия, а большую часть квартир заняли сотрудники НКВД. Получению элитного статуса никак не помешал тот факт, что основными строителями Высотки на Котельнической были политзаключенные и немецкие военнопленные, доставленные в Москву с линии фронта.
У некоторых элитных домов советской эпохи были тайные комнаты или туннели, говорит руководитель отдела продаж департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Илья Прогоннов. «Дом на набережной изначально проектировался так, что в некоторые квартиры выходили секретные лифты, — сообщает Прогоннов. — Когда очередному владельцу предлагали квартиру в этом доме, он испытывал сомнительную радость — слишком часто жителей дома увозили на допросы в черных воронках. Такие жители уже не возвращались, а их квартиру передавали следующему приближенному».
Лифты и туннели выполняли двойную функцию. С одной стороны, с их помощью было удобно следить за жильцами. С другой — в случае войны через эти лифты и туннели можно было провести быструю и эффективную эвакуацию. Среди советских элитных многоэтажек известны здания, соединенные переходами с московским метро.
Вторая волна элитных домов в Москве возникла в конце шестидесятых годов прошлого века. Хрущевские и брежневские многоэтажки для избранных не выделялись так ярко и отчетливо, как сталинские высотки. Напротив, «новое элитное жилье» старательно мимикрировало под типовую застройку для рабочего класса. Опознать такой дом снаружи можно разве что по более крупным окнам, что свидетельствовало о высоких потолках, а также по зеленым и просторным дворам, которые отгораживали дома партийной элиты от шума дорог и избытка случайных прохожих.