Многим в России кризис на рынке недвижимости показался справедливым возмездием девелоперам, жадность которых довела цены на жилье в стране до таких высот, падение с которых оказалось очень болезненным для рынка.
Однако у представителей строительного бизнеса свой взгляд на происходящее. Например, по их мнению, трудностям стройкомпаний вряд ли стоит сильно радоваться – ведь остановленные сегодня стройки приведут к нехватке жилья завтра.
О том, когда в РФ может наступить дефицит квартир на первичном рынке, какой помощи больше всего недостает строителям и почему вообще государство должно их поддерживать, корреспондент «РИА Новости — Недвижимость» спросил у президента Российского Союза строителей Владимира Яковлева.
Владимир Анатольевич, вы возглавили Российский союз строителей (РСС) весной этого года. Какие задачи вы видите перед собой на этой должности?
Строительная отрасль оказалась очень уязвимой в период затяжного экономического кризиса. В ряде субъектов РФ 60 – 80% строительных проектов либо полностью заморожены, либо находятся в очень вялотекущем состоянии. По «задельным» же объектам на будущий период вообще практически не ведется никакой работы – строительство продолжается только на объектах с высокой степенью готовности.
И даже то, что по итогам первых шести месяцев этого года объемы строительства в России отстают от аналогичного периода прошлого года всего на 0,3%, еще ничего не значит. Ведь по прогнозам самого Минрегиона, в 2009 году будет введено в строй 50 миллионов квадратных метров жилья при ранее запланированных на этот год 73 миллионах квадратных метров.
В промышленности строительных материалов по отдельным видам продукции также произошел спад производства на 40 – 60%.
Очевидно, что в таком тяжелом состоянии стройотрасль России должна сплотиться, чтобы предприятия боролись за выживание не сами по себе, а получали поддержку от некоммерческих организаций – таких, как наш союз.
Я вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы организовать нашу работу не наскоками, а планомерно. В частности, мы уже создали в РСС список задач и вопросов, которые стоят перед строителями в условиях кризиса. По каждой из таких проблем назначен «куратор» из числа членов правления Российского Союза строителей.
Конечно, у нас нет административных рычагов воздействия, однако в ряде случаев мы все-таки в силах помочь строительной отрасли и поспособствовать появлению необходимых нормативных документов – приказа Минрегиона, постановления правительства, изменений в федеральном законодательстве. Самая главная функция РСС в это время, мне кажется, – это контактировать с властями на всех уровнях и участвовать в программах подготовки мероприятий антикризисной программы.
И что же входит в ваш «проблемный» список?
Откровенно говоря, все направления, по которым мы работаем, не новы. Это проблемы с доступностью земельных участков и с инженерными коммуникациями, другими, так называемыми накладными расходами при строительстве. Обо всем этом очень любят напоминать политики, например, перед выборами, но никаких существенных изменений на рынке недвижимости России в этом отношении так и не произошло. Отсюда вывод – нужно не просто «в дуду дудеть».
Обратите внимание вот на что: несмотря на тяжесть экономической ситуации, падение цен на жилье в стране даже в период кризиса не было катастрофическим, а стоимость жилья в эконом-классе снизилась по минимуму.
А учитывая, что с момента начала кризиса прошел практически год, по всей видимости, того обвала цен, которого ждут все граждане России, не будет. К тому же, далеко не во всех регионах страны продажная стоимость жилой недвижимости от застройщика настолько далеко от себестоимости, как в Москве и Петербурге. По нашим данным, в отдельных субъектах они практически сравнялись, т.к. жилье начало строиться задолго до кризиса.
Это значит, что многие строительные компании могут снизить цены на жилье только за счет снижения себестоимости строительства. И тут как раз без решения старых и общеизвестных проблем не обойтись. Нужно смягчать условия продажи земли, облегчать подключение к электросетям и другой инфраструктуре, перестать «нагружать» строителей строительством социальных объектов хотя бы на период кризиса. Так мы снизим нагрузку на квадратный метр, а значит, дадим гражданам возможность купить более дешевое жилье. Ведь, по различным исследованиям, доля инженерной и социальной инфраструктуры, земли и других подобных расходов в себестоимости строительства достигает 30 – 40%.
Зачем же государству помогать строителям, если в свое время они сами «разогнали» рынок жилья, подняв цены на заоблачный уровень?
Не думаю, что сегодня применительно к рынку недвижимости вообще можно говорить о переизбытке помощи государства. Стройотрасль находится в более сложном положении, чем другие отрасли в РФ, и ее поддержка осуществляется не в той же мере, как, например, отрасли автомобилестроения.
К тому же помогая строителям снизить себестоимость жилых объектов, особенно в регионах, государство помогает не столько девелоперам, сколько своим гражданам. Ведь в 2010 году у нас велик шанс столкнуться с серьезным снижением объемов вводимого жилья, поскольку вводя сейчас в эксплуатацию дома, мы используем старый задел, а новых объектов не начинаем. И если в текущем году не начнут проектироваться новые объекты недвижимости, то негативная динамика по вводу жилья будет прослеживаться и в следующие годы, поскольку на создание объекта – от проекта и оформления земли до приемки госкомиссией требуется два-три года. Дефицит же на рынке первичного жилья автоматически означает неизбежное подорожание недвижимости, как только Россия начнет выходить из кризиса.
То есть, по сути, помогая строителям, государство все равно не будет способствовать снижению цен на жилье, а только смягчит удар от их неизбежного роста?
Не думаю, что все так однозначно. С одной стороны, необходимость для девелоперов платить по кредитам не будет способствовать резкому снижению ими цен. Компании просто не могут работать ниже своей себестоимости.
Но, с другой стороны, сейчас у строителей есть возможность переосмысления своего докризисного опыта. И если раньше большинство из них воспринимали рост цен на жилье только как позитивный фактор – ведь доходность инвестиций в строительство только увеличивалась, то теперь, может быть, они начнут воспринимать ситуацию более здраво.
А те, кого не устраивает умеренная доходность на рынке – компании с другим основным бизнесом (общепит, торговля и так далее) – вообще, видимо, начнут уходить с рынка, освобождая место для профессионалов.
Мне кажется, кризис «вычистит» строительную отрасль России от множества так называемых многопрофильных холдингов, пришедших на рынок на его подъеме и не имеющих хорошей производственной базы – строительной техники, подрядных организаций, компаний по производству строительных материалов и так далее. Ведь именно такие компании, зачастую не думая, набирали себе кредиты на развитие строительного бизнеса. Тогда стоимость кредитов казалась им приемлемой, а сегодня обслуживание долгов стало практически неподъемным.
Скорее всего, подобные компании предпочтут избавиться от неглавных для них проектов, тем более что арбитражные суды, по всей видимости, вряд ли будут пересматривать условия банковских требований, как того требуют сейчас многие холдинги, и не только строительные.
Однако проблема кредитов стоит не только перед крупными многопрофильными холдингами, она общая для всей отрасли…
Да, вы правы. И она имеет две стороны – многим организациям по кредитам трудно платить, а те, кто вел более сбалансированную финансовую политику, столкнулись сейчас с отсутствием необходимых заемных средств. Строительным компаниям сегодня катастрофически не хватает кредитов, а те, которые им предлагают, брать просто невозможно – их стоимость превысила 20% годовых.
Это фактически означает удорожание жилья, которое девелопер не может себе позволить: в настоящее время даже уже построенное жилье плохо реализуется, так как спрос, по отношению к прошлому году, сократился в два раза. В некоторых регионах России такие «клещи» практически приводят к банкротству даже нормальные предприятия. Например, я недавно был в Волгограде, так там на местном заводе железобетонных изделий просто «караул» кричат – так там плохо с кредитами.
Может все это привести к тому, что строительные компании не выполнят своих обязательств перед соинвесторами жилья?
Не думаю. В начале 2000-х годов, когда была первая волна обманутых дольщиков, причиной их появления стало мошенничество. Там же, где возникали экономические проблемы у строительных компаний, как правило, региональные власти немедленно вмешивались в ситуацию в досудебном порядке.
Сегодня же строительные компании не собираются обманывать своих клиентов, «банкротиться» и исчезать с рынка. Напротив, они максимально заинтересованы в спросе на свою продукцию, и строительство объектов, где есть дольщики, стараются завершить в любом случае.
Кстати, тому, что проблема новой волны «обманутых дольщиков» острой даже в период кризиса в России не будет, думаю, будет способствовать то, что наша страна переходит на саморегулирование строительной отрасли. Когда оно окончательно заработает стройкомпании возьмут на себя всю ответственность за происходящее в строительстве, в том числе и за решение вопросов по любым обманутым на стройках за счет компенсационного фонда.
Скажите, а вы не боитесь, что, напротив, переход на систему СРО не только не поможет стройотрасли в кризис, но и усугубит ее проблемы?
Как вы помните, лицензирование строительной деятельности в России продлевалось уже не один раз. Не думаю, что из-за кризиса нужно было снова отложить решение этого вопроса. Наличие известных правил игры гораздо лучше неопределенности, когда непонятно, сколько еще будут существовать лицензии и каким же окажется механизм саморегулирования.
Однако процесс формирования системы СРО и в самом деле двигается трудно и, я даже сказал бы, тяжко. Пока у нас зарегистрировано 24 саморегулируемых организации, из них 17 – СРО строителей, а это крайне мало для такой страны, как Россия, учитывая то, что закон предполагает объединение в саморегулируемой организации не менее 100 строительных организаций и не менее 50 проектных или изыскательских организаций.
Почему же СРО в России пока так мало?
Как ни странно, сегодня многие думают, что на СРО можно много заработать, что эта такая очередная форма «кормушки». И очень часто лично, по телефону, в письменных обращениях представители строительного бизнеса говорят нам, что местные власти им советуют, а попросту говоря принуждают, вступать в какую-то конкретную создаваемую саморегулируемую организацию, а если они хотят создать свою СРО, то ставят даже определенные барьеры.
Но нужно понимать, что «карманных» СРО просто быть не может – ведь создание любой такой организации требует много организаторских усилий, вести отчетность СРО достаточно трудно, а обеспечивать сотрудничество множество стройкомпаний внутри СРО еще труднее. Поэтому я уверен, что очень скоро люди, которые пытаются создать такие СРО, поймут, что лучше уступить место профессионалам. Весь вопрос только в том – как быстро это произойдет, ведь в настоящее время уже пора задуматься о втором этапе процесса внедрения саморегулирования – о Национальных объединениях СРО, которые, по закону, должны быть созданы до 1 июля 2010 года.