Желание чиновников побыстрее отчитаться перед Дмитрием Медведевым о выполнении его поручений в сфере жилищного строительства начинает беспокоить представителей этой отрасли.
Законопроект о создании Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, подготовленный Министерством регионального развития по поручению президента, еще не успел пройти все согласования в правительстве и дойти до Госдумы, а в строительном бизнес-сообществе уже раздается критика в его адрес.
Предприниматели высказывают недоверие к документу, подготовленному в условиях максимальной закрытости. Как заявил вчера вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, его «беспокоит быстрая подготовка законопроекта без участия общественности и строительного бизнеса».
Напомним, что предложения Минрегиона, разосланные в конце мая на согласование в другие заинтересованные ведомства, пока придавались огласке лишь в общих чертах. В частности, в нынешней редакции законопроекта предполагается, что Фонд содействия развитию жилищного строительства должен представлять собой подведомственное Минрегиону автономное учреждение.
Новая структура должна аккумулировать неэффективно используемые земли отраслевых министерств, которых, по оценке ведомства, может быть от 0,5 до более чем 1 млн гектаров (критерии эффективности и порядок изъятия также разрабатываются в ведомстве Дмитрия Козака).
Затем участки предполагается передавать региональным властям под конкретную заявку, градостроительный план, программы капремонта и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Власти субъектов в свою очередь, обеспечив стройплощадки инженерно-технической и социальной инфраструктурой, будут выставлять их на аукцион.
По словам Владимира Пономарева, саму идею более рационального использования земли федеральных министерств и ведомств, которую г-н Медведев высказал в начале апреля, а в мае закрепил президентским указом, строители воспринимают позитивно. «Земли у государства действительно много, и она неэффективно используется», — признал он, оговорившись тут же, что «не вся земля может быть использована под жилищное строительство».
Предприниматели уверяют, что чиновники на местах в ожидании выхода законопроекта по-своему трактуют функции нового фонда, считая эту структуру собирателем земель и перераспределителем участков исключительно под жилые дома. Эффект от этого получился прямо противоположный ожидаемому — строительная отрасль поддержки пока не получила, а с противодействием уже столкнулась. В частности, сетует г-н Пономарев, в некоторых регионах приостановилась процедура согласования при выделении участков под заводы по производству стройматериалов.
Кроме того, строители уверены, что массовое высвобождение федеральной земли и продажа участков под стройплощадки только «подогреет рынок, поскольку диспропорция спроса и предложения по-прежнему велика». Ну и по понятным причинам представители бизнеса опасаются, что фонд быстро трансформируется в новую госкорпорацию, которая будет уже заниматься полноценным девелопментом. «А это исключительно рыночная функция», — доказывал г-н Пономарев.
Такого же мнения придерживается и президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, считающая «очень опасным» наделение государственного фонда функциями застройщика. «Это будет уже монополия государства на рынок жилья, который сейчас самостоятельно вполне эффективно развивается», — считает она.
Однако именно вариант создания новой государственной махины жилищного строительства, судя по всему, вполне устраивает многих законодателей. В частности, председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Совета Федерации Олег Толкачев, «предпочел бы, чтобы фонд занимался не только кадастрами». По его мнению, новая структура вполне может заняться строительством жилья самостоятельно, например возводя и накапливая площади для сдачи в социальную аренду.
Наделение фонда такими функциями, считает г-н Толкачев, позволит более четко прогнозировать объемы строительства. «Цель не создать фонд и наслаждаться им, а максимально быстро подойти к задаче удвоения объемов строительства», — заявил сенатор, напомнив, что масштабы жилищного строительства в России планируется увеличить с 80 млн кв. м (таков прогнозный показатель на этот год) до 145—150 млн кв. м. в 2014—2015 годах.
По мнению же экспертов строительной отрасли, самым оптимальным является вариант, когда фонд будет минимально включен в процесс раздачи земли и ее освоения, а займется исключительно инвентаризацией ресурсов и правовыми процедурами «очищения от прав третьих лиц», а затем передаст землю региональным и муниципальным властям.
Но понять, насколько оправданны опасения строительного бизнеса, не желающего получить вместо новых площадок гиганта-монополиста, пока неясно. В Минрегионе отказываются отвечать на критику и упреки строителей. В пресс-службе министерства корреспонденту «Времени новостей» заявили, что до официального вынесения законопроекта на заседание правительства документ закрыт для обсуждения общественности.
Судя по словам председателя комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Мартина Шакуума, почва для беспокойства у представителей строительного бизнеса, скорее всего, есть, тем более что обсуждается далеко не последний вариант законопроекта о новом фонде. Как заметил депутат, «споры о том, какие функции будет выполнять фонд», до сих пор ведутся в правительстве и, вероятно, продолжатся и в Госдуме, куда документ, согласно указу президента, должен быть внесен уже в конце этой недели.