НАЗ. Завод, которого не было
Создать и ликвидировать
Ещё в июне 1934 года в Новосибирске побывала специальная московская комиссия, члены которой искали место для строительства гигантского завода, способного выпускать до ста тысяч трёхтонных грузовиков в год. В течение последующих лет, вплоть до начала войны, московские, минские, ярославские и местные специалисты неоднократно возвращались к этому проекту. Был определён срок начала строительства – 1942 год. Но сначала наступил 1941-й, и об организации с нуля нового производства пришлось забыть.
Через четыре месяца после Победы, 8 сентября 1945 года, Иосиф Сталин издал указ о срочном – в три года – строительстве современного автогиганта. Запуск завода на полную мощность запланировали на 1948 год. Но вместо ожидаемого потока новеньких грузовиков в том году на свет появилось постановление о ликвидации уже практически созданного предприятия.
В Новосибирске собирались выпускать грузовики ЗиС-253. Эти автомобили были спроектированы и впервые изготовлены на Ульянов-ском заводе имени Сталина к 1 Мая 1944 года под руководством главного конструктора Бориса Шапошника.
«Американоязычное» производство
В 1946 году основное производство «американоязычных» грузовиков перенесли на Новосибирский автозавод, куда вслед за своим детищем переехал и Шапошник. Министр автомобильной промышленности Степан Акопов своим приказом назначил Бориса Львовича главным конструктором новорождённого сибирского завода.
Акопов, кстати, был первым автоминистром в нашей стране. Само министерство было создано только в 1945 году. Сталин и его окружение считали, что развитие советской автомобильной промышленности является первоочередной задачей послевоенного возрождения. 26 августа 1945 года было подписано постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Наряду с расширением и реконструкцией таких предприятий, как ЗиС, ГАЗ, ЯАЗ, УралЗиС, пред-стояло построить новые заводы в Москве, Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове, Новосибирске с выходом с 1950 года на уровень производства полумиллиона машин в год. Пятую часть из них планировалось выпускать в Новосибирске. Первая новосибирская модель даже успела получить своё имя – НАЗ-253.
Двигатель для НАЗов должен был поставлять Ярославский автозавод. Для его производства на ЯАЗе соорудили новые цехи, куда уже с ноября 1944 года стало поступать закупленное в США оборудование.
Началась «холодная война», и американцы прекратили продажу Советскому Союзу любых стратегических материалов, в перечень которых попало и оборудование для Ярославского автозавода.
Новосибирский автозавод могла ожидать судьба минского МАЗа. Именно в столицу Белоруссии был откомандирован из нашего города конструктор Борис Шапошник для создания нового конструкторского бюро с задачей «разработать конструкторскую документацию, изготовить и провести испытания опытных образцов, поставить на серийное производство автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 тонн». В приказе об этом назначении говорится: «Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав отдела главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод». Был выполнен не только этот, но и все другие пункты приказа, причём в сроки, которые даже по нынешним временам кажутся рекордно короткими: разработана конструкторская документация по МАЗ-525, изготовлены опытные образцы, проведены их испытания, и уже в сентябре 1950 года начат серийный выпуск нового автомобиля. То есть на всё это, включая переезд к новому месту работы, ушло всего 10 месяцев.
А на бывшей площадке автозавода был построен Новосибирский завод химконцентратов.
Кстати
Третью попытку совершило ФГУП «Новосибирский завод им. Коминтерна», в 2003 году подписавшее с Минским автомобильным заводом протокол намерений об организации в Новосибирске на площадях завода сборочного производства автобусов МАЗ. Предполагалось, что стоимость автобусов, собранных в Новосибирске, не будет превышать трёх миллионов рублей. Минский автозавод должен был поставлять шасси и колеса, а в Новосибирске собирались проводить окончательную сборку продукции: обшивку, набивку сидений, окна, двери, проводную систему салона. Не получилось…
Четвёртым рискнуть проявить себя на ниве автомобилестроения рискнул местный холдинг «Транссервис». В 2005 году он основал производство по сборке китайских автомобилей. Были озвучены достаточно амбициозные планы: построить к началу 2007 года завод мощностью 10 тысяч автомобилей в год. В марте 2006 года первые собранные автомобили китайской марки Chery поступили в продажу в Новосибирске, Омске и Тюмени. Говорят, что кто-то уже встречал на улицах нашего города машины с надписью «Сделано в Сибири». Но что-то не заладилось и у «Транссервиса».
Сегодня производство заморожено: собранные в России внедорожники выходят дороже китайских оригиналов. Кроме того, на мой взгляд, не обошлось и здесь без доли мистики: успешной реализации благих начинаний, скорее всего, в немалой степени помешало то, что название новая компания получила старое: «Новосибирский автомобильный завод». НАЗ…