В 2022 году 9% россиян путешествовали по Дальнему Востоку, довольными остались 87%. Такие данные на втором всероссийском туристическом форуме «Открой Дальний Восток» озвучила руководитель исследовательских проектов, аналитического центра НАФИ Елена Гусева.
«16% называют Хабаровский край привлекательным для путешествий. Горный хребет Дуссе-Алинь входит в ТОП-3 лучших туристических достопримечательностей регионов России, — сказала она. — Цели автотуристов: осмотр других городов (63%), пляжный отдых (50%), рыбалка и охота (38%). Организация автопутешествия: 69% организуют поездку сами, 26% обращаются в турагентства».
Автотуристы жалуются на плохие дороги, мобильную связь и сервис на туристических объектах, малое количество АЗС, дорогое проживание и низкую информированность о туристических объектах, добавили в НАФИ. 77% опрошенных россиян готовы купить автодом, а 61% — прицеп, если его цена станет доступнее. 55% готовы взять прицеп в аренду, а автодом — 71%.
По мнению зампредседателя Комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Натальи Костенко, из-за ограниченности возможностей авиа- и жд-перевозок автотуризм может стать важной составляющей в развитии туристической отрасли региона.
«Основные проблемы, требующие решения это развитие дорожной и придорожной инфраструктуры. Важно, так как расстояния, которые приходится преодолевать автотуристам в разы больше, чем в других территориях страны, — заявила депутат. — Другие проблемы: развитие транспортных туристических хабов на территории Дальнего Востока, расширяющие возможности для туристов выбирать способы путешествия по регионам Дальнего Востоку, повышение уникальности турпредложений и расширение точек притяжения для путешествующих по региону. Туристам нужно предоставить возможность проведения «автопробегов» по упрощенным правилам в соседние дружественные страны (Индия, Китай), построить центры торговли уникальными импортными товарами по более привлекательным ценам».
По словам руководителя направления «Big Data в туризме», директора по коммуникациям МТС Travel Сергея Становкина, 52% туристических поездок в регионы Дальневосточного федерального округа в первые семь месяцев 2023 года пришлось на соседский туризм (их совершили путешественники из близлежащих регионов). В основном это автотуристы.
«Качественное исследование МТС выявило ключевые типы отдыха при автотуризме: отдых на природе, пляжный отдых (в большей степени актуально для южных регионов), гастротуры, посещение памятников культуры, массовых мероприятий (фестивалей, концертов, ярмарок) и спортивных мероприятий, — рассказал эксперт. — Автопутешественникам, как и другим туристам, необходимы подсказки: в каком ресторане лучше перекусить, в какой гостинице лучше остановиться, что посмотреть в городе, какие мероприятия сейчас проходят (концерты, киноафиша и пр.), подсвечивать места, где можно расплатиться только наличными. МТС Travel решает эту задачу с помощью онлайн-гидов, которые путешественники получают в приветственном СМС».
Главная проблема всего края — отсутствие развитой сети дорог, заявил автопутешественник и блогер, представитель АНО ТЭФ «Мир Приключений» Павел Чебанов.
«На популярной дороге Лидога-Ванино до сих пор нет связи на всем протяжении маршрута. Охотское море тоже является центром притяжения туристов уже много лет, — сообщил он. — Отсутствие нормальных дорог в центральную часть Хабаровского края ограничивает развитие автотуризма. Количество заправок ограничено, качество дорожного покрытия не выдерживает никакой критики — каждый прошедший сильный дождь превращает путешествие в лотерею проеду — не проеду. В населенных пунктах встречаются гостиницы и столовые, но все они разного уровня, и с трудом могут служить туристическими центрами. Связь присутствует только внутри населенных пунктов, что не способствует ни безопасности, ни комфорту путешествующих. Имеющиеся дороги позволяют попасть только в район сахалинского залива, двигаясь на восток от Николаевска на Амуре. Чтобы попасть в бухту Рейнеке, приходится использовать большегрузный транспорт вроде Урала».
Профессиональное сообщество выразило беспокойство запланированными к созданию многофункциональными зонами сервиса (МФЗ) на автомагистралях. Как отметил модератор площадки форума, президент Общенациональной ассоциации Автотуризма и караванинга, замруководителя рабочей группы по развитию автомобильного туризма и придорожного сервиса комиссии Государственного Совета РФ по направлению «туризм, физическая культура и спорт» Сергей Лобарев, такие решения должны быть взвешенными и основываться на потребностях автотуристов, результатах исследований общественных организаций. В качестве примера востребованной у автопутешественников МФЗ автотуристы и караванеры назвали компанию Международный транспортный сервис, которую возглавляет Герберт Ромберг.
«Автотуризм — это точка роста экономики и качества жизни населения. Тема развития автопутешествий в России стала ключевой сразу для нескольких мероприятий фонда Росконгресс в этом году. Стратегию развития автопутешествий в фокусе всей страны обсуждали летом на Российском туристическом форуме «Путешествуй!» в Москве, — напомнил общественник. — Далее прошла стратегическая сессия при участии Чернышенко Дмитрия Николаевича на ПМЭФ-2023. Форум «Открой Дальний Восток» стал площадкой, где мы выдвигаем и обсуждаем предложения по решению насущных проблем. Уверен, что по его итогам вопрос транспортной доступности станет ключевым для формирования бюджета региона на 2024 году».
Второй всероссийский туристический форум Открой Дальний Восток — одно из крупнейших отраслевых событий в Дальневосточном федеральном округе. Форум стал официальной сетевой площадкой российского туристического форума «Путешествуй!» и прошел при поддержке фонда Росконгресс.