Председатель Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов провел заседание Экспертного совета по защите социальной направленности на транспорте при Комитете. Эксперты профильных комитетов, представители Генеральной прокуратуры РФ и общественники обсудили ряд инициатив по внесению изменений в статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
«Получаем тревожные сигналы из регионов (от авто- мототуристов, общественных организаций, правозащитников на неправомерные действия сотрудников ГИБДД), — сказал координатор Экспертного совета Комитета, президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. — И в связи с этим обращаем внимание законодателей на спорную трактовку мер наказания за нарушения ПДД со стороны, представителей ГИБДД и судей. Некоторые статьи КоАП требуют детальной проработки и пояснений, чтобы защитить законопослушных автомобилистов и автотуристов и связать руки правонарушителям, которые ищут лазейки. Необходимо обсудить с представителями прокуратуры механизм правоприменения статьи 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием».
По его словам, назрел вопрос о совместной выработке механизма, который защитит автовладельцев от мошенников и сведет на нет участившиеся автоподставы. Сергей Лобарев привел пример: автовладелец поцарапал авто и, не заметив этого факта, уехал. В ответ на запрос ГИБДД он отвечает, что действительно ничего не видел. Готов возместить или уже возместил незначительный ущерб. И все равно в этом случае нарушителя привлекают к крайней мере и лишают водительских прав за то, что он покинул место ДТП.
Суды отказываются заменять лишение прав на административный арест, поскольку административный арест является более суровым наказанием, ограничивающим гарантированное Конституцией РФ право лица на свободу передвижения, подтвердил Ярослав Нилов. Его применение ухудшило бы положение привлеченного к административной ответственности лица. А это недопустимо по смыслу положений ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
«Намечены три направления пересмотра статьи, — резюмировал депутат. — Мы предлагаем разделять наказание для тех, кто совершил ДТП и умышленно скрылся и тех, кто является добропорядочным гражданином и действительно не знал о произошедшем. Для тех, кто, не осознавая факта незначительного ДТП, покинул место его совершения, может быть применена альтернатива в виде штрафа или снижение срока лишения прав (например, до месяца)».
По мнению участников заседания, было бы не лишним дополнить ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ примечанием: «Под оставлением места дорожно-транспортного происшествия в настоящей статье понимаются умышленные действия водителя, который любым способом покинул место дорожно-транспортного происшествия участником которого он является до прибытия сотрудников полиции или до выполнения обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием. В иных случаях указанное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ».
Эксперты предложили также дополнить п.2 ст.12.27 КоАП РФ примечанием: «при отсутствии вредных последствий оставления места ДТП, не причинившего вред здоровью или существенный ущерб имуществу, в случае возмещения причиненного вреда, квалифицируется по ч.1 ст.12.27 КоАП РФ и может быть в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ признано судом малозначительным».
«Это позволит внести ясность для сотрудников ГИБДД и для судей, что является оставлением места ДТП, а что не является, — согласился член Правления Ассоциации, замдиректора Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) Вячеслав Васильчев. — Предложения позволят точнее квалифицировать это административное правонарушение и дополнительно закрепить фактор малозначительности нарушения.